На границах районов округа могли стоять юрты

Как создавались стелы трех районов округа

Каждый, кто хоть раз бывал в Боханском, Эхирит-Булагатском и Нукутском районах, видел стелы с надписью «Усть-Ордынский Бурятский автономный округ». О том, как создавались эти скульптурные композиции, рассказала художник-дизайнер ОГБУК «Усть-Ордынский национальный центр  художественных народных промыслов», член Союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, заслуженный деятель культуры УОБО Анжелика Алсаткина.

Сделать без промедления

В 1997 году в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе праздновали 60-летний юбилей со дня его создания. Анжелика Алсаткина вспоминает, что в начале года ее вызвал глава округа Валерий Малеев и велел сделать стелы при въездах в тогда еще самостоятельный субъект России.

Напомним, что для разработки символики округа был объявлен конкурс, в результате которого были выбраны эскизы герба и флага в исполнении улан-удэнской художницы Марины Дамбиевой. В случае со скульптурными композициями конкурса не было. Перед мастером стояла задача срочно подготовить эскизы. Было дано задание установить три практически одинаковые стелы. Почему три, а не шесть, сейчас точно никто уже и не помнит. Возможно, таким образом решили сэкономить, разделив стелы по трактам — Александровскому, Качугскому и Московскому. Но тогда почему, например, стелу Московского тракта поставили возле Нукутского, а не возле Аларского района, где поток машин больше? Загадка.

— В свободное от основной работы время я рисовала эскизы, — рассказывает Анжелика Алсаткина. — Всего эскизов стел получилось четыре, один из которых и утвердили мэры районов и глава округа. Власти пошли по пути наименьшего сопротивления и предпочли тот эскиз, который был проще в технологическом исполнении. Остальные три были конструктивно более сложными по технологии. Тем не менее и выбранный эскиз был не так уж и прост.

Самой же Анжелике Борисовне по душе был другой эскиз — полусфера, обозначающая юрту с дымовым отверстием.

— Юрта у меня связана с понятием дома, очага. И мне она была ближе.

В бурятской культуре форма юрты символизирует мироздание, а также небесные светила — солнце и полную луну. Крыша юрты соотносилась с небесной сферой. Дымовое отверстие служило своеобразной дверью в запредельное пространство — время, — рассказывает мастер.

Шесть сэргэ — шесть районов

Сейчас проезжающие мимо стел путники видят перед собой шесть столбов, охваченных полукругом. Столбы символизируют коновязи (сэргэ) шести районов округа. Навершие (верхушка какого-либо изделия или сооружения) каждого сэргэ украшено изображением бурятских родов. Объединяет сэргэ разомкнутый круг с надписью «Усть-Ордынский Бурятский автономный округ». Такой круг означает, что жители округа гостеприимны и открыты для общения.

Материал, из которого изготовлены композиции, — это армированный монолитный железобетон. Высота стел 9,5 м от уровня земли и 9 м в диаметре. Сколько ушло арматуры и железобетона, Анжелика Борисовна вспомнить не смогла.

— Мы, если честно, даже и не считали, — говорит художник. — Ведь у нас было мало времени на изготовление и установку. В июне 1997 года была разработана вся документация, составлена смета, и мы срочно приступили к работе.

Основная площадка по изготовлению заготовок находилась в селе Покровка Баяндаевского района. После рабочего дня Анжелика Алсаткина уезжала в Покровку, где со сварщиками работала над формами и заготовками, а когда возвращалась домой, то продолжала трудиться над созданием букв у себя дома.

После изготовления заготовок на местах, где устанавливались стелы, элементы сваривали, затирали и красили.

— Места, где должны установить стелы, я выбирала таким образом, чтобы их было видно с дороги. Например, возьмем эхиритскую стелу. За ней стоят сосны, которые зеленые и зимой и летом, а ведь стелы белого цвета, и на фоне зелени их очень хорошо видно с трассы, — говорит художник. — Вообще, я изначально знала, что скульптурные композиции будут белыми, так как этот цвет является символом чистоты, богатства и благополучия.

Факты, ставшие историей

Анжелика Борисовна с теплотой говорит о своих помощниках, без которых она не справилась бы. Главным инженером проекта был сотрудник Иркутскгипродорнии Дмитрий Хамаганов, который разрабатывал привязку к местности, производил инженерные расчеты, рассчитывал стоимость и составлял сметы. Вместе с Сергеем Шарагуловым они работали над установкой стелы в Нукутском районе, а в Боханском и Эхирит-Булагатском помогал Варлам Ханхаев.

По словам Варлама Асалхановича, установка обеих стел заняла всего десять дней. Тяжелее пришлось с инженерной подготовкой — отливкой деталей и сварочными работами. Более двух месяцев понадобилось на то, чтобы появились части заготовки.

Варлам Ханхаев, в отличие от автора работ, вспомнил, сколько железобетона и арматуры ушло на стелы.

— Только на одну стелу нужно было от 21 до 27 кубометров материала! — утверждает он.

— К юбилею мы успели установить эхиритскую стелу, — говорит Анжелика Борисовна, — и гостей празднования встречал новый символ округа.

Последней была установлена нукутская стела — в ноябре. Сергей Шарагулов вспоминает, что область к юбилею округа решила сделать подарок в виде стел, финансирование полностью шло из областного бюджета.

— В сентябре я на перекладных приехал в Усть-Ордынский за проектом. Заместитель главы округа Олег Адухаев дал мне свою машину, чтобы я смог доехать в Баяндай к Варламу Ханхаеву. У него тогда уже были отлиты все детали. После возвращения в Нукутский район я сразу приступил к работе, ведь время уже поджимало, — говорит Сергей Шарагулов.

Сергей Дмитриевич вспоминает, что экран с надписью «Усть-Ордынский Бурятский автономный округ» состоял из 18 плоских сварочных частей, которые заливали отдельно, а сваривали на месте. Для того чтобы перевезти экран, делали специальную металлическую траверсу и на полуприцепе увозили к месту установки стелы. К тому моменту колонны были установлены, а для того, чтобы приварить буквы, их опускали на экран сверху.

— Уже наступила поздняя осень. Было очень холодно. Мы сделали купол из пленки и рубероида и внутри купола собирали стелу по частям. Купол мы прогревали тремя буржуйками, чтобы бетон застывал быстрее, — говорит Сергей Шарагулов.

Как вспоминает Анжелика Алсаткина, стоимость одной стелы составляла 400 млн рублей. Всего же на три стелы было потрачено 1 млрд 200 млн.

— По нашим современным деньгам это 1 млн 200 тысяч, — улыбаясь, говорит Анжелика Борисовна. — Комнату в коммуналке можно купить.

Со смехом художник вспоминает вот какую историю. Приезжал как-то в округ московский профессор, который, увидев стелы, заявил, что они похожи на мужской детородный орган.

— Малеев, конечно же, после этой реплики вызвал меня и начал отчитывать, что это я такое в округе поставила. Я пыталась перевести все в шутку и объяснила, что во многих культурах мира фаллос — это символ плодородия. В конце концов я ответила, что предлагала несколько вариантов, а именно этот эскиз выбирали мэры районов, — говорит Анжелика Алсаткина. — А вообще, вся символика имеет глубокий смысл.

Вселенная и желания новобрачных

Тема Вечного синего неба постоянно звучит в разговоре с художником. Сэргэ — это мировое дерево, мировая гора, связь с космосом.

— Я поражаюсь тому, что в бурятской мифологии все связано с космическими масштабами, — делится Алсаткина. — Поклонение Тэнгэри — Вечному синему небу — это поклонение космосу и Вселенной.

То, что свадебные кортежи останавливаются у стел и повязывают ленточки, — это очень хорошо, считает создательница символа округа. Заостренные к небу сэргэ обращены к ноосфере, тем самым желания и чаяния молодых семей быстрее дойдут до Вечного синего неба.

Мечта мастера

По словам Анжелики Борисовны, мы должны уделять большое внимание воспитанию детей, с ранних лет прививать им любовь к родной земле. Как этого можно достичь? Ответ художник видит в искусстве.

— Я наблюдаю, как в последнее время облагораживается Улан-Удэ. Благодаря новым скульптурам он становится теплее, более рукотворным. Я с белой завистью смотрю на Грузию и другие бывшие советские республики, в которых увековечивают эпических героев. У нас такого нет, — с огорчением говорит Анжелика Алсаткина. — А ведь наша земля богата и интересна своими героями — как эпическими, так и настоящими. Героями Великой Отечественной войны, людьми, которые многого добились в искусстве, в науке, в производстве. Я мечтаю, чтобы у нас был установлен памятник Матвею Хангалову, который является первоосновой не только для этнографов и фольклористов, а также для художников и скульпторов. У нас есть культовые герои — хозяева мест, например. Наша земля рождает удивительных людей, память о которых мы должны запечатлеть на века. Представьте себе ребенка, который идет по улице. Увидев скульптуру известного жителя своей малой родины, ребенок подумает, что он ходит по той же улице, по которой когда-то ходил этот человек. Это понимание выстраивает воспитание, дает осознание того, что на его земле есть талантливые люди. И ребенок будет гордиться своей родиной и культурой, стремиться тоже что-то сделать для ее развития.

Иллюстрации: 

Стелы Иркутская область подарила округу к 60-летнему юбилею
Стелы Иркутская область подарила округу к 60-летнему юбилею
Вот так могли выглядеть стелы, но руководство выбрало наиболее простой в техническом отношении вариант
Вот так могли выглядеть стелы, но руководство выбрало наиболее простой в техническом отношении вариант
Вот так могли выглядеть стелы, но руководство выбрало наиболее простой в техническом отношении вариант
Вот так могли выглядеть стелы, но руководство выбрало наиболее простой в техническом отношении вариант