Музыкальная вахта

Учеников вальдорфской школы по утрам встречает живая музыка: вахтёр Виктор Афанасьев, играя на пианино, задаёт детям настроение на целый день

Под музыку Вивальди

Он заступает на вахту рано — в семь утра. Поднимается на второй этаж старинного здания в самом центре Иркутска, открывает классы, зажигает свет и… садится за фортепиано.

— Занимаюсь, пока дети не придут на уроки. Я так настроение на целый день создаю — себе, ребятишкам, учителям, родителям. И на переменах успеваю поиграть немного, мне никогда не надоедает.

71-летний пианист никогда не учился в музыкальной школе, нотную грамоту освоил в 5 лет самостоятельно — по старинному самоучителю. Играет только с листа — нет музыкальной памяти, поэтому на рабочем месте всегда держит ноты. От этой стопки старинных, плотных, потемневших нотных листов (в коллекции есть немало экземпляров XIX и начала XX веков) любой музейщик затрясётся в восторге — а Виктор Анатольевич просто по ним играет.

— Музыку люблю мелодичную, спокойную, лёгкую — одним словом, moderato. В последнее время часто играю мелодии из репертуара оркестра под управлением Поля Мориа, песни из кинофильмов. Сегодня, например, на утро выбрал музыку Раймонда Паулса из фильма «Долгая дорога в дюнах». Прислушиваюсь к себе — чего душа захочет, то и выбираю: может, городской романс начала XX века, может, вальс или мазурку, а может — «Времена года» П.И.Чайковского.

Виктор Афанасьев уверен, что музыка облагораживает и воспитывает — без нравоучений и дидактики. Человек, который постоянно слушает Шумана, Грига или Моцарта, сам не замечает, как становится лучше и добрее.

— Дети — народ очень чуткий. Они мгновенно всё впитывают, поэтому очень важно, что именно они слышат каждый день. Все по-разному реагируют: кто-то у инструмента замирает, кто-то бегает и, кажется, ничего не замечает, кто-то просто у входа в класс стоит. Но ребятишки всё слышат, некоторые даже приносят собственные произведения, просят сыграть.

Ольга Жаркова, мама ученика 3-го класса:

— Виктор Анатольевич для нас воплощение духа нашей школы, в которой царит семейная, тёплая атмосфера. Он первым встречает любого человека на входе: несколько слов — и ты уже говоришь с ним как с давним знакомым. Мой папа, которому 80 лет, с ним очень подружился, собирается на концерт-бенефис, который Виктор Анатольевич проводит в школе уже в третий раз.

Мелодия памяти

Музыка в семье Афанасьевых звучала всегда. Дед, Георгий Григорьевич Афанасьев, фельдшер и предприниматель, купил инструмент для бабушки нашего героя — Марии Вильгельмовны Эйсбрюннер, которая приехала в Иркутскую губернию в конце XIX века и работала сначала на золотых приисках в Бодайбо, а затем перебралась в Иркутск.

— Дед был обеспеченным человеком, до революции служил на Тальцинском стекольном заводе. У них был чудесный дом на набережной Ангары, недалеко от Белого дома (в этом здании долгое время располагалась библиотека ИГУ. — Ред.). Конечно, после революции семью уплотнили, но оставили три комнаты. Я в этом доме и вырос. Жизнь — странная штука: многие плохие вещи сознание отбраковывает, оставляет самые светлые. Как сейчас помню запахи из детства: откроешь окна, и такая свежесть, даже на улицу можно не выходить — пахнет речной водой и черемухой! Дом долго стоял, его снесли только в 1987 году.

Виктор Анатольевич бережно хранит старинный дедов альбом с фотографиями — бархатный, с золотыми виньетками. В нём запечатлена другая жизнь — красивые люди со спокойными лицами, лошади (дед их обожал), пейзажи столетней давности.

— Сейчас такие лица редко встретишь. Бабушка была чудесной женщиной, мама моя её очень любила: обычно отношения со свекровью напряжёнными бывают, а они жили душа в душу…

Инструмент знаменитой фортепианной фирмы «Шредер», изготовленный в 1837 году, служил Афанасьевым долго. На нём играл и отец нашего героя — Анатолий Афанасьев, врач-уролог, долгие годы работавший в железнодорожной больнице в Иркутске, и сам Виктор. Сломали пианино случайно, при переезде, уже в советские времена: грузчики уронили тяжелый «предмет», треснула дека, и восстановить старинный инструмент не удалось.

— До 25 лет играл непрерывно, а потом 30 лет за пианино практически не садился — так получилось. В Лимнологическом институте, где я 26 лет занимался водной микробиологией, было пианино в конференц-зале, на нём практиковался, но редко. В 1990-е начались сокращения в институте, и я ушёл. Тяжёлое тогда время было, у меня апатия наступила, ничего не хотелось делать. К счастью, жена нашла мне работу здесь, и я сразу почувствовал себя на своём месте. Мне и с детьми нравится заниматься, и инструмент есть в каждом классе. Сел за пианино — и понял, что жизнь началась заново в 60 лет.

Василий Владимирович Куклин, исполнительный директор Иркутской вальдорфской школы:

— Случайных людей у нас нет. Виктор Анатольевич — прибежище и утешение для всех обиженных и расстроенных, он у нас и за психолога, и за врача, и за махровую жилетку. Детям, особенно маленьким, очень важно чувствовать тепло близких людей. Он их обнимет, разрешит себя причесать, утешит, расспросит, скажет какие-нибудь простые, но очень нужные слова. Глядишь, и все уже улыбаются…

Музыка и пёс Барбос

Дома Виктор Афанасьев играет на синтезаторе, 4—5 часов в день,

— На пианино, конечно, привычнее, но мне неожиданно понравилось. Для меня время за инструментом самое счастливое в жизни. Всё остальное просто перестаёт существовать, есть только музыка.

А ещё Виктор Анатольевич не представляет себе жизнь без собаки. Год назад они с женой взяли из Карлукского приюта лохматое создание, которое оказалось тибетским терьером. Назвали Барбосом.

— Предыдущий пёс Степан с нами прожил 13 лет. Когда умер, сильно горевали. Заводить новую собаку боялись — возраст ведь: вдруг уйдём раньше, её тогда на улицу выгонят, будет жить беспризорной. Но всё равно плохо без собаки: домой приходишь — никто тебя не встречает, так одиноко… Как люди без животных обходятся, не понимаю.

Афанасьевы переживают, что, несмотря на целый год жизни среди любящих людей, Барбос до сих пор помнит своё мрачное прошлое: при громких звуках опрокидывается на спину и закрывает мордочку лапами. Виктор Анатольевич лечит его прогулками и музыкой, которую пёс, кстати, слушает с большим вниманием — или у хозяйских ног, или на пороге комнаты.

Аккорд любви

Два года назад Виктор Анатольевич перенёс серьёзную операцию по поводу рака лёгкого, и это испытание помогло ему осознать, какое место он занимает в жизни 200 воспитанников вальдорфской школы.

— Мне в больницу прислали три альбома. Дети сделали рисунки, написали, чтобы я выздоравливал и возвращался к ним поскорее: «Без вас в школе слишком тихо», «Мне очень хочется услышать, как вы играете», «Нам не хватает вас и музыки». Врачи сильно удивлялись, говорили, что никогда такого не видели. Школа мне прибор купила, чтобы кислородом мог дышать после операции, буквально за несколько часов привезли. Я очень благодарен и ребятам, и преподавателям, и родителям за такую поддержку.

Впрочем, стоило удивляться, если бы ситуация развивалась по-другому.

— Дети у нас хорошие, поэтому и на работу с радостью хожу. А после больницы я быстро на ноги встал почему? Потому что у нас рождественский концерт был намечен, никак нельзя было пропустить. 14 декабря — операция, 23 декабря выписался, а 26 декабря уже на концерте играл.

Ольга Анатольевна Крыжановская, учитель 3-го класса:

— Если кого-то временно выставили из класса — всякое бывает), где можно найти ребёнка? Правильно, у Виктора Анатольевича, играющим в шахматы. Естественно, они при этом беседуют. После этого можно уже не говорить с шалуном о его проделках, будьте уверены, Виктор Анатольевич ему все нужные слова сказал. Он ребятишек видит как рентген. Обычно в школьном коллективе редко можно встретить людей такого возраста, и школы сейчас напоминают семьи, где нет бабушек и дедушек. Мудрые старики всегда держали дом, скрепляли его, наполняли живым теплом, просто находясь в нём. Виктор Анатольевич структурирует пространство одним своим присутствием. Так что сказать, что нам с ним повезло, это ничего не сказать.

 

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments