Музей авиации до сих существует лишь на макете

Вот уже пять лет Иркутск, который имеет богатейшую авиационную историю, живет без авиационного училища. Закрытие кузницы профессионалов летного дела стало шоком для всех.

Об этом много говорили, и, надо полагать, эта тема еще долго будет оставаться предметом для обсуждения. После ликвидации училища несколько авиаторов-энтузиастов предложили идею создания музея авиации, поддержанную губернатором (тогда им был Дмитрий Мезенцев). Прошло три года — и ничего, по сути, не изменилось. Журналист «СМ Номер один» побывал на месте планируемого музея.

В 2010 году учреждение «Музей авиации Иркутской области» было зарегистрировано, для администрации выделили три кабинета в офисном здании. Основу музейной экспозиции составили десять единиц летной техники, которые были переданы в собственность региона. А вот вопрос с площадкой для размещения главных экспонатов весом не менее 90 тонн каждый не решен до сих пор. Единственное, что видят иркутяне сегодня, — это нос большого самолета Ил-76, торчащий из-за бетонного забора с колючей проволокой.

О причинах сложившейся ситуации наша газета рассказывала в ноябре прошлого года. Напомним, самолеты и вертолеты нашли пристанище на территории бывшего учебного аэродрома, который сам по себе является уникальным музейным экспонатом — ведь это мини-копия настоящего военного аэродрома, со всей инфраструктурой: авиационный бетон, своя заправка, свой ангар... Казалось бы, лучшего места для музея авиации и не найти.

Проблема заключается в том, что земля, на которой расположен аэродром, принадлежит Министерству обороны РФ. Помимо функции стоянки списанной летной техники эта территория никакой полезной функции не выполняет, но, несмотря на это, Министерство обороны передавать землю в собственность региона отказывается. Между тем музей существует в проектах, в 3D-макетах, уже продуманы все мелочи и просчитаны все нюансы, не говоря уже о людях, которые готовых все реализовать.

Помимо возможности своими глазами увидеть и прикоснуться к уникальным, оставшимся в мире в единичных экземплярах самолетам создатели музея планируют открыть мемориал погибшим авиаторам, активно заняться просвещением населения. Проектом предусмотрено место для парашютной вышки и для барокамеры, способной моделировать ситуацию нахождения человека на большой высоте, а также для тренажера симуляции полета, который наверняка станет излюбленным аттракционом для мальчишек.

— Нам есть что показывать, нам есть что рассказывать, а самое главное — есть кому, — говорит директор музея Олег Торский. — Иркутск является родиной трех российских авиационных конструкторов, у нас богатейшая история, и нам есть чем гордиться.

На территории аэродрома мы побывали в сопровождении офицера, в прошлом начальника группы авиационного оборудования Геннадия Вирейкина. В целом за год здесь практически ничего не изменилось.

Месяца два назад на территории появилась временная штрафстоянка ГИБДД, стало полегче в вопросах охраны территории — все же контроля больше, но вандалы все равно лезут.

— Порой мальчишки пролазят просто поглазеть на самолеты, а порой мужчин взрослых встречаем здесь. Спрашиваем: «Ты чего тут делаешь?» Он говорит: «Посмотреть зашел», а у самого в руках пассатижи с отверткой. Провода в основном срезают, — рассказывает Геннадий Валерьевич на подходе к транспортному самолету Ан-24, или, как его ласково называют, «Аннушке».

Подойдя, мы замечаем, что дверь самолета закрыта неплотно.

— Вот видите, бесполезно. Несмотря на высокий забор и проволоку колючую, все равно пролазят.

В кабине пилотов практически вся приборная доска сохранена.

— Только штурвалы были по приказу сняты. Представляете, какой восторг для мальчишки посидеть в такой кабине, потыкать кнопки, почувствовать себя настоящим пилотом, — улыбается Геннадий Вирейкин. — Вот люк для осмотра заднего оперения самолета во время полета, здесь есть специальный стульчик. Откидываете его, встаете и видите, как там хвост самолета. А вот это аварийный люк катапультирования. За всем пилоту помогают следить звуковые и световые табло, которые оповещают об ошибках или неисправностях...

Дальше мы идем к уникальному экспонату, который был создан в единственном экземпляре на базе серийного Ил-76МД СССР-86889 — к самолету Ил-76 ПП (постановщик помех). Самолет был предназначен для подавления радиоэлектронных средств неприятеля при продвижении своих войск. Говорят, что, когда он пролетал над городом, заглушались даже радиосигналы в приемниках квартир.

— А это вертолеты Ми-8, они сейчас составляют основу вертолетного парка МЧС России. Единственный вертолет, который нормально работает в условиях Севера. Вот «тушки» — стратегические бомбардировщики, а этот вертолет прошел Афганистан... Каждая стальная птица со своей историей, каждая по-своему уникальна, и я не соглашусь с выражением, что техника бездушна. Отнюдь, у каждой машины свой характер.

Сейчас техническое состояние аппаратов поддерживают инженеры музея и ветераны ИВАИИ, которым небезразлична судьба этих машин. Они проводят так называемые регламентные работы.

— Раз в квартал подкачиваем колеса, колесная база должна быть обязательно исправна. Когда встанет вопрос либо о перекатке, либо при постройке композиции, все равно технику нужно будет передвигать.

Ветераны авиации, авиаторы-энтузиасты надеются, что музей авиации в Иркутске все-таки появится, тем более что есть возможность расширить экспозицию до 23 единиц техники. Вроде бы есть данные, что в переговорах с Министерством обороны появились какие-то перспективы. Но более конкретная информация появится уже, наверное, в новом году. «СМ Номер один» будет следить за развитием ситуации

Мария Белеева. Фото автора

Фрагмент самолета Ил-76 — все, что видно иркутянам из-за бетонного ограждения.

Геннадий Вирейкин за штурвалом Ил-76 ПП — уникального самолета, созданного в единственном экземпляре.

Проект музея авиации.

 

baikalpress_id:  161
Загрузка...