Мошенники заманили деньгами

85-летняя жительница Усть-Илимска отправила на счет мошенников, суливших ей большую выгоду, 800 тысяч рублей.

Бывают в нашей жизни такие неприятные ситуации, когда срочно, ну просто позарез, нужны деньги: штрафы от ГАИ, пени по банковскому кредиту, сломавшийся каблук единственных зимних сапог… Да мало ли что еще может нарушить распланированный бюджет. Есть и другие неожиданные расходы, которые, как мы надеемся, в будущем окупятся с лихвой. Но не всегда получается так, как мы хотим. Пенсионерка из Усть-Илимска надеялась, что вкладывает сбережения в верное предприятие, на деле же ее инвестиции пополнили кошелек мошенников.

Клавдия Ивановна в силу своих преклонных лет время от времени совершала покупки, не выходя из квартиры, — заказывала товары из телемагазина. Поэтому, когда ей позвонили из-за одного такого неудачного приобретения — БАДа, не оправдавшего надежд, она ничего дурного не заподозрила и с удовольствием пообщалась со словоохотливым мужчиной на той стороне провода.

Молодой человек представился руководителем компенсационного отдела министерства здравоохранения и рассказал, что пенсионерке, приобретавшей в телемагазине медикаменты по завышенной цене, полагается денежная компенсация. Вот только, чтобы ее получить, необходимо внести на определенный счет страховую сумму в размере нескольких десятков тысяч рублей. Клавдия Ивановна решила, что ничем не рискует, и перевела деньги через банк.

Естественно, дело этим не кончилось.

«Представитель Минздрава» звонил снова и снова, чтобы подтвердить получение и сделать очередное предложение о перечислении новых средств, якобы удваивающих размер компенсации и начисляемых на нее процентов. Собрав все, что накопила на черный день, 85-летняя женщина поняла, что все равно не укладывается в нужную сумму. Но это ее не остановило, как и просьбы сына прекратить отсылать деньги.

Сын Клавдии Ивановны, напротив, сразу почувствовал подвох в чересчур щедрых предложениях, но убедить мать, что она общается с мошенником, так и не смог. Пенсионерка назанимала у знакомых денег, сколько смогла. Рассчитывая на компенсацию в полтора миллиона рублей, женщина в итоге перевела мошеннику 800 тысяч. После чего тот перестал ее беспокоить телефонными звонками. Только тогда Клавдия Ивановна поняла, что ее обманули.

— Она обратилась в дежурную часть МВД России «Усть-Илимский» в конце мая, пенсионерку привел ее сын. Сотрудники полиции провели проверку заявления и установили, что банковский счет, на который потерпевшая переводила деньги, зарегистрирован в Москве. По этой причине собранные материалы направлены в правоохранительные органы столицы, — прокомментировала Елена Лобанчикова, сотрудница МО МВД России «Усть-Илимский».

На этом публикацию можно было бы закончить, хотя расследование этого дела только начинается и будет не таким простым, как хотелось бы.

Мошенники не только хорошо продумывают схему обмана, но и знают, как спрятаться от закона. С начала года в полицию Усть-Илимска обратилось уже больше 40 граждан, пострадавших от действий аферистов. Все они приняли то или иное предложение злоумышленников: перечислить деньги за разблокировку банковской карты; возместить ущерб, причиненный родственниками в ДТП; получить несуществующие компенсации и т. п. Некоторые потеряли деньги, забыв проконтролировать услугу «Мобильный банк» на своем телефоне. Полицейские же в очередной раз напоминают: разумная осторожность и недоверчивость, внимательное отношение к своим сбережениям — основная гарантия вашей безопасности.

Имя героини публикации изменено по этическим причинам.

Мнение психолога

Есть выражение «старый — что малый», которое хорошо передает, на мой взгляд, особенности мышления пожилых. Снижается уровень критичности, за деталями они не видят общего, возникают сложности в адекватной оценке перспективы развития событий. Если прибавить дефицит общения — вот и получаем печальную социальную картину. Однако и при хорошо налаженной коммуникации с родственниками зачастую пожилые люди категорически не принимают советов от своих близких, мотивируя это тем, что у них большой жизненный опыт. В то время как опыт — это знания, которые были приобретены в результате непосредственных переживаний и действий. Старики беззащитны в таких ситуациях как раз потому, что они не могут на него положиться, потому что его нет — они жили и формировались в других социальных условиях. Их жизненный опыт скорее говорит им, что в тот момент, когда у них значительно снизилась способность к обеспечению себя материальными благами, ждать помощи им остается только от государства и общества. Их опыт говорит им, что по телевидению говорят правду, и они попадаются на распространителей сомнительных БАДов, которые обещают исцелить от всех заболеваний раз и навсегда. Их опыт говорит им, что если человек представляется работником министерства, то это залог его репутации. Поэтому, как мне кажется, в этой истории есть более глубокий и более печальный контекст. Пока наше общество не начнет заботиться о своих стариках, уважительно относиться к старости, проблемы будут и у пожилых людей, и у общества, — говорит Елена Лола, психолог из Ангарска.

Загрузка...