Молодые актеры открыли свой театр

Иркутская театральная публика сможет увидеть современные пьесы

«Новая драма» — так назвали актеры ТЮЗа сценическую площадку, которая начала работу в Иркутске. Это настоящий, хотя и маленький, театр, где будут ставить современные пьесы, которых не увидишь на подмостках крупных иркутских театров в силу сложившихся театральных традиций. Для Иркутска такая площадка, безусловно, будет глотком свежего воздуха.

— Мы решили сделать что-то свое и объединились в Содружество молодых актеров. Нашли площадку — и открываем свое пространство, которое назвали «Новая драма», — рассказывает один из инициаторов проекта, актер ТЮЗа Вадим Корионов.

Наступление весны актеры отметили днем открытых дверей в новом театре.

Новая площадка — это подвал в доме № 32 на улице Карла Маркса. Раньше там размещалась студия печати. Теперь сооружают театр — зрительный зал и сцену. Помещение не слишком большое, однако актеры уверены, что его вполне хватит для воплощения грандиозных замыслов.

— Сцены как таковой не пре­дусмотрено. Зритель и актеры будут находиться на одном уровне. Есть место для административной части, небольшая костюмерная, место для световой и звуковой части. Мы давно об этом думали. Долго готовились. И вот решили рискнуть.

Понятно, что театра не может быть без площадки. Казалось бы, в Иркутске сложно найти площадку, подходящую для театра. Но этот вопрос решился удачно.

— Долго искали помещение, смотрели объявления об аренде. И нашли этот подвал в центре города. Арендаторы, с которыми мы связались, предупредили, что на этот подвал есть еще претенденты. А потом спросили, что мы хотим делать. Мы ответили: театр. Через некоторое время они перезвонили и сказали: «Пусть будет театр».

Скоро выяснилось, что удача сопутствует молодым актерам и дальше:

— Приходят люди, которые готовы помогать безвозмездно. Так, один человек, который занимается светом — он оформил цирк, театр в Красноярске, — помог нам, дав в безвозмездное пользование необходимые осветительные приборы.

Вместимость зрительской части театра небольшая — 32 места плюс приставные по необходимости. Но больше сорока человек не войдет, предупреждают актеры.

— Я знаю, что актеры с утра до вечера заняты в театре. Как отреагировал на эту идею ваш режиссер?

— Андрей Сидельников, главный режиссер ТЮЗа, нас полностью поддержал, огромное ему спасибо.

Создание театра — дело сложное и затратное. Но и это не испугало актеров, которым хочется внести свежую струю в театральную и свою актерскую жизнь.

— У всех накипело. Когда мы объявили, что делаем театр и всех приглашаем, все прилетели сюда, — рассказывает актриса Виктория Криницкая.

— Вадим даже машину продал, — с улыбкой говорит один из актеров.

— Мы все скинулись, — уточняет Вадим Корионов.

Что же побудило молодых актеров понести затраты и открыть театр?

— В театрах инициатива актеров приветствуется. Но всегда возникают какие-то «но». А у каждого из нас миллион идей, и мы хотим их воплотить. Нас подстегнули «Режиссерские лаборатории», которые проводятся в ТЮЗе. Какие-то спектакли из «Лабораторий» мы хотим поставить на новой площадке.

«Режиссерские лаборатории» — проект, в котором актеры пробуют делать небольшие, двадцатиминутные постановки из больших пьес. После показа на сцене ТЮЗа проводится зрительское голосование, которое выявляет наиболее актуальный спектакль. Предполагается, что в дальнейшем какие-то спектакли, прошедшие «Лабораторию», выйдут на сцене в полноразмерном виде. В этом году победил спектакль «Человек-подушка» по одноименной пьесе ирландца Мартина МакДонаха. Эту острую, дерзкую пьесу в России поставил, к примеру, Кирилл Серебренников во МХАТе им.Чехова. Вадим Корионов и его товарищи-актеры тоже решили рискнуть.

— Спектаклем «Человек-подушка» мы хотим открыть нашу площадку.

Справедливости ради надо сказать, что «Человек-подушка» — спектакль, который трудно представить на сцене какого-нибудь большого театра Иркутска. Это в некотором смысле ужастик, пьеса острая, интересная, провокационная. К сожалению, подобного в Иркутске не ставят, как почти не ставят современной драматургии вообще.

— На каких режиссеров, какие театры вы ориентируетесь?

— На Кирилла Серебренникова, на Константина Богомолова, Юрия Бутусова. Хотелось бы работать в этом направлении. Серебренников как-то сказал, что театры — именно российские — давно присвоили себе статус храмов, и это неправильно. Мы с этим согласны.

27 марта Содружество молодых актеров задумало дать на своей площадке первое представление — праздничный концерт к Дню театра.