Министр образования Иркутской области ответила на вопросы воспитателей детских садов

Поводом для встречи с министром образования Иркутской области Еленой Александровной Осиповой стала серия звонков от воспитателей детских садов с просьбой разъяснить систему начисления заработной платы, уровень которой постоянно колеблется.

Самой низкооплачиваемой категорией, как выяснилось, являются помощники воспитателей, технический персонал, при этом нередко в штате дошкольных учреждений состоят два бухгалтера, как на крупном предприятии. Разница в оплате составляет 5—6 раз: то есть няни получают 8—9, а детсадовская элита — 40—45 тыс. руб.

«Почему нельзя выяснить все на месте, почему сразу к министру?» — спросит читатель. Заведующие садиком не утруждают себя разъяснением сложной системы оплаты труда, попытки узнать формулу начисления в районе или области автоматически, заранее, приравниваются к клевете.

— Елена Александровна, сколько детских дошкольных учреждений в Иркутской области и как обстоят дела с их финансированием?

— Сегодня в Иркутской области 879 муниципальных дошкольных образовательных организаций. В связи с переходом полномочий по оплате труда на региональный уровень (закон об образовании) в бюджете области на оплату труда предусмотрены 7,6 млрд рублей. Анализ шести месяцев показал, что рассчитанных средств достаточно, при условии сбалансированного штатного расписания и наполняемости групп не ниже 25 детей.

— Из чего складывается зарплата воспитателя?

— Основной и базовой частей. Первая складывается исходя из уровня образования, квалификационной категории педагога и различных доплат за сложность, за расширение круга обязанностей и т. д. Стимулирующие надбавки формируются на основании положения об оплате труда.

Я могу привести данные об увеличении оплаты труда за последние три года. Например, педагоги дошкольного образования в 2011 году получали в среднем 9967 рублей, в 2013 году уже 21 701 рубль. Зарплата педагогов дополнительного образования выросла с 10 801 руб. в 2011 году до 22 581 руб. По данным муниципалитетов, средняя зарплата воспитателей детских садов в первом квартале 2014 года составила 23 106 руб.

— Динамика цифр, безусловно, впечатляет, но тут напрашивается параллель со средней температурой по больнице. Дисбаланс существует, и достаточно большой. Этого мнения придерживаются воспитатели, которые периодически звонят в реакцию. Нередко заведующая получает 40—45, а помощник воспитателя — чуть больше 8 тыс. руб. В министерство за разъяснением кто-нибудь обращался?

— Мы регулярно выезжаем по таким обращениям, случаются неверные распределения стимулирующих надбавок руководителями дошкольных учреждений, но чаще обращаются воспитатели, не имеющие специального образования, базовая часть зарплаты у них меньше, чем у педагога, который имеет высшее образование и первую или высшую квалификационную категорию. Отсюда возникает разница.

— Как определяют результативность труда воспитателя?

— В каждом образовательном учреждении разработан документ, который называется положением об оплате труда, в нем расписаны критерии, по которым оценивается работа. Разрабатывается этот документ коллегиально, а утверждается решением педагогического коллектива. В каждом образовательном учреждении своя специфика, поэтому критерии могут различаться.

— Может, в коллективах не озвучивают принятые критерии, поэтому у воспитателей и возникают вопросы?

— Когда человек поступает на работу, он должен знакомиться с этими документами в обязательном порядке.

— Работу младшего персонала тоже оценивают по критериям?

— Да, у них тоже есть критерии, например, отсутствие замечаний органов Роспотребнадзора, их целый ряд. Они индивидуальны в каждом учреждении.
У педагогов сохранился стереотип, что каждый месяц должен быть один размер заработной платы, а та система оплаты труда, которая сейчас существует, очень подвижна. Она в свою очередь зависит от среднего уровня заработной платы по региону, от исполняемых обязанностей и качества. Если человек эти критерии не подтвердил, то и не получает стимулирующую надбавку.

— Какие нарушения всплывают чаще всего во время проверок?

— Ничего глобального пока не выявили. Бывают нарушения в распределении стимулирующего фонда, где всегда присутствует субъективный фактор. Но мы обязательно связываемся с администрациями районов, то есть учредителями, и наводим порядок.

По всем нарушениям оплаты труда, другим возникающим вопросам воспитатели, педагоги могут звонить на телефон горячей линии министерства образования: 33-28-74.

— Может ли заведующая устроить на работу мужа, невестку, других родственников?

— Закон об образовании перемещает полномочия по формированию штатного расписания на образовательные организации. Он же и утверждает ответственность заведующей: если она нарушает какие-то нормы в формировании штатного расписания, то несет персональную ответственность. Грубым нарушением считается перерасход фонда оплаты труда или нецелевое использование средств. Движение денег постоянно отслеживается, начиная от казначейства и до министерства. Схемы по оплате труда и распределению финансов абсолютно прозрачны.

— Нормы у штатного расписания, например детского сада, существуют?

— Существуют рекомендации по формированию штатного расписания, но заведующая может к ним прислушаться, а может и нет, исходя из специфики своей образовательной программы. Например, в образовательной программе есть оздоровительные компоненты, руководитель может чуть больше взять психологов, социальных педагогов, медиков.

Согласно рекомендациям, штат дошкольного учреждения может состоять на 25 процентов из административно-управленческого и 75 процентов основного персонала.

— Заведующая детсадом может сама себе надбавки начислять?

— Нет. Стимулирующие надбавки заведующей определяет учредитель.

— Они берутся из общего фонда труда?

— Нет, доплаты идут из фонда муниципального образования.

— Что необходимо предпринять младшему персоналу детсадов, чтобы добиться повышения заработной платы?

— Повысить свою квалификацию. Сегодня педколледжи по инициативе министерства образования области организуют заочное обучение и учебно- консультационные пункты. Например, в Саянске работает мощный пункт, где повышают квалификацию младшие воспитатели. Получая образование, они уже переходят в разряд воспитателей, отсюда и повышение заработной платы.

— Каким образом должен действовать воспитатель, решивший поднять свой образовательный уровень?

— Для начала необходимо сообщить руководителю о желании поднять квалификацию и выбрать курсы, затем воспитатель выезжает в один из вузов, занимающийся повышением квалификации, проходит обучение с отрывом от производства в течение 72 или 108 часов, получает удостоверение, возвращается. Важная деталь: зарплата во время обучения сохраняется. Далее воспитатель подает заявку на квалификационную категорию, при стаже не менее трех лет специалист может рассчитывать на первую или высшую категорию. В итоге разница в зарплате ощутима — от 2 до 8 тысяч рублей.

Есть еще вариант. Воспитатель приходит к руководителю и заявляет о желании учиться заочно в институте. Составляется учебный отпуск в соответствии с законодательством — и добро пожаловать в вуз. Но здесь следует понимать, что, например, второе высшее образование будет платным.

В этом году на повышение квалификации министерство израсходовало порядка шести млн руб. Сейчас наша основная задача — за 2014—2015 годы провести всех младших воспитателей через курсы повышения квалификации.

— Губернатором поставлена задача строить новые детские садики. Не случится ли кадровый кризис, когда вдруг понадобятся педагоги сразу в несколько районов одновременно?

— У нас к 1 сентября планируется ввод 12 новых общеобразовательных организаций. Пополнение педагогическими кадрами ведется заранее на уровне муниципалитетов, а не в тот момент, когда детский сад вводится в эксплуатацию. Как только начинается строительство, сразу же формируется штат. У нас обеспеченность кадрами в дошкольных учреждениях стабильная — 94,7% уже несколько лет.

В министерстве образования Иркутской области отвечают

Министерством образования области в июле 2014 года была организована поездка в село Средняя Муя Усть-Удинского района для проведения встречи с работниками муниципального дошкольного образовательного учреждения по оплате труда и кадровым вопросам. На встрече присутствовали большая часть коллектива детского сада и представители администрации Усть-Удинского района.

Основным вопросом обсуждения стал принцип распределения стимулирующих выплат между педагогическими работниками и прочими работниками ДОУ.
Заведующая ДОУ имеет большой стаж работы в должности руководителя (40 лет). При встрече ею была представлена вся необходимая документация по выплатам. Анализ данной информации показал, что снижения уровня средней заработной платы вспомогательного и обслуживающего персонала по отношению к 2013 году нет. Отмечен рост заработной платы педагогических работников, что обусловлено общей региональной и федеральной политикой в сфере образования по повышению социального статуса педагога и уровня средней заработной платы педагогических работников до уровня средней заработной платы по общему образованию региона. Подтвердилась информация о наличии в штате ДОУ близкого родственника заведующей. Это не является нарушением законодательства в сфере труда, должностные обязанности работником выполняются, о чем свидетельствуют устные подтверждения коллектива.

При анализе штатного расписания образовательной организации выявлено следующее.

Количество ставок воспитателей и помощников воспитателей установлено в соответствии с нормативами, при этом в штатном расписании присутствуют 7,47 ставки кочегаров и 0,25 ставки истопника с общим фондом оплаты труда 49 052,86 руб. в месяц без учета выплат стимулирующего характера. Данные выплаты производятся за счет средств субвенции из областного бюджета, несмотря на то что методикой расчета региональных нормативов на дошкольное образование финансирование кочегаров и истопников не предусмотрено.

По нормативу заработной платы

Методикой расчета нормативов на дошкольное образование установлена сумма расходов на административно-управленческий персонал для 3-группового детского сада в сумме 24 406,8 руб. в месяц.

При этом штатным расписанием среднемуйского детского сада установлена заработная плата заведующей данной дошкольной организацией. Информация управления образования Усть-Удинского района свидетельствует о регулярном завышении расходов на выплату заработной платы заведующей среднемуйским детским садом.

Также фактические начисления за апрель 2014 года подтверждают завышенные расходы на зарплату вспомогательному персоналу, а именно:

а) заработная плата сторожей составляет от 13 270 руб. до 17 045 руб.;

б) заработная плата трех кочегаров и одного работника бойлера варьируется от 9239 руб. до 16 272 руб.

Рекомендовано ежемесячно проводить разъяснительную работу в организации для снижения уровня социальной напряженности и рассмотреть возможность оптимизации штатного расписания в целях создания экономии фонда заработной платы для использования его на повышение заработной платы обслуживающего персонала. Кроме этого, было внесено предложение по организации в ДОУ платных услуг населению (услуги логопеда, кружки и пр.) на основе имеющегося опыта в других ДОУ Усть-Удинского района.

Иллюстрации: 

Министр образования Иркутской области Елена Осипова: «Чтобы добиться увеличения заработной платы, младшему персоналу детсадов необходимо повышать свою квалификацию»
Министр образования Иркутской области Елена Осипова: «Чтобы добиться увеличения заработной платы, младшему персоналу детсадов необходимо повышать свою квалификацию»
baikalpress_id:  96 614