Метаморфозы с кораблем

Суд постановил вернуть теплоход «Космос» Иркутскому госуниверситету, но работа приставов осложнена рядом обстоятельств

Четверть века назад Иркутский государственный университет имел в арсенале целую флотилию из семи кораблей, которые использовались для научных исследований, мониторинга экологической ситуации и учебной практики для студентов. Но время идет, и сейчас на балансе ИГУ остались три судна: знаменитый теплоход «Профессор Кожов», небольшой кораблик «Несси» и теплоход класса «Ярославец» под названием «Космос» (впоследствии переименованный в «Атаман»), с которым произошла история, достойная стать сюжетом детективного романа. Подробности читайте в расследовании «Пятницы».

Официально «Космос» был приписан к научно-исследовательскому институту биологии ИГУ. Ученые ходили на нем по Байкалу, изучали флору и фауну. Хорошее было судно, достаточно вместительное и быстроходное. Наверное, с его помощью ученые совершили немало открытий и могли бы совершить еще, но в 2000 году корабль, являющийся федеральной собственностью, был передан в оперативный безвозмездный лизинг частному предпринимателю Людмиле Гожа. О причинах такого решения история умалчивает, известно только, что договор не согласовывали с Министерством образования.

В 2008 году Людмила Гожа попыталась признать право собственности на теплоход в суде, но ей было отказано. Однако руководство вуза почему-то не воспользовалось моментом, чтобы вернуть судно для учебных и научных целей; и оно так и осталось в пользовании предпринимательницы.

В декабре 2012 года в ИГУ был избран новый ректор Александр Аргучинцев, который первым делом распорядился провести полную инвентаризацию университетского имущества. Тогда и всплыла история с «Космосом».

Рассказывает Анатолий Копылов, начальник юридического отдела ИГУ:

— Мы предложили Людмиле Анатольевне Гожа вернуть теплоход, но она потребовала сначала возместить ей 4 308 333,98 рубля, которые она якобы потратила на ремонт и модернизацию теплохода. В качестве аргумента Людмила Гожа предъявила некий реестр произведенных улучшений, подписанный бывшим первым проректором вуза, который вообще не являлся уполномоченным лицом.

— А вы лично видели эти улучшения?

— Нет, она никого из руководства вуза на судно не пускала. Никто из работников университета не участвовал в их приемке и оценке.

Тем временем Людмила Анатольевна, очевидно смирившись с тем, что рано или поздно корабль придется возвращать законному владельцу, обратилась в Кировский суд с иском к ИГУ, требуя выплатить неосновательное обогащение на сумму 4 308 333 рубля. Хотя о суммах, которые были получены предпринимательницей в ходе коммерческой эксплуатации судна в течение почти 15 лет, можно лишь догадываться. Университет выступил с встречным иском, требуя вернуть корабль. В итоге суд принял решение: корабль ИГУ вернуть, требования Гожа оставить без удовлетворения.

В начале нынешнего года предпринимательница обратилась с апелляционной жалобой в Иркутский областной суд, который отменил решение Кировского суда и принял новое: судно университету вернуть, но взыскать с ИГУ неосновательное обогащение в сумме 3 886 993,63 рубля.

— Мы считаем, что это решение было принято с нарушением норм материального и процессуального права, — говорит Анатолий Копылов. — В настоящее время университет обратился с кассационной жалобой в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации.

В любом случае, даже если решение областного суда в части выплаты компенсации вызывает вопросы, в части необходимости возврата корабля законному владельцу нет никаких сомнений: Гожа обязана вернуть «Космос» университету.

И тут начинается самое интересное. Девятого июня судебные приставы и члены университетской комиссии выехали на пирс принимать теплоход. Сторону предпринимательницы представлял Анатолий Константинович Гожа, ее отец. Но то, что он предъявил в качестве «Космоса», по словам Анатолия Копылова, даже отдаленно не напоминало университетский корабль. Все было другим. Никаких улучшений, о которых говорилось в суде, не было и в помине. По сути, это было довольно изношенное и потрепанное судно. Члены комиссии с удивлением обнаружили, что табличка с регистровым номером была приварена к переборке носового отсека явно кустарным способом, хотя, согласно правилам речного регистра, этот номер наносится на металлический корпус судна путем выбивания, накернивания или наплавления.

Разумеется, представители университета отказались принимать сомнительное судно и заявили ходатайство в суд о необходимости проведения его экспертизы.

Но если это не настоящий «Космос», то где настоящий? В распоряжении «Пятницы» имеется письмо в адрес университета от начальника Восточно-Сибирского линейного управления МВД, в котором говорится, что судно, очень похожее на «Космос», в прошлом году попало в поле зрения транспортной полиции. Случилось это в августе 2014 года, когда полицейские в ходе оперативно-разыскных мероприятий в районе Чивыркуйского залива обследовали судно под названием «СВАМИ», принадлежащее гражданину Федороку. При этом старший эксперт речного регистра Игорь Косенко, осмотрев судно, пришел к выводу, что «СВАМИ» на самом деле не «СВАМИ», а «Космос» («Атаман»)! В материалах есть даже фото регистрового номера, который является (внимание!) родным номером университетского корабля.

Читателю, наверное, будет интересно узнать, каким образом похожее на «Космос» судно оказалось в собственности у гражданина Федорока? По удивительному совпадению прежней владелицей «СВАМИ» оказалась… Людмила Анатольевна Гожа. Собственной персоной.

Десятого июня 2015 года судебные приставы-исполнители посетили теплоход «СВАМИ» и установили, что внешний вид, отделка кубриков и оборудование полностью совпадают с характеристиками улучшений теплохода «Космос» («Атаман»). Важная деталь: в ходе осмотра приставы не смогли обнаружить табличку с регистровым номером теплохода. Тем не менее представитель ответчика Анатолий Гожа утверждал, что теплоход «СВАМИ» никакого отношения к ИГУ не имеет. И что он приобрел его 12 мая 2014 года у гражданки Коробенковой. На момент покупки судно называлось «Чивыркуй».

Дальше выяснились совсем уж удивительные вещи. Оказалось, что купленный гражданином Гожа «Чивыркуй» был построен в 1954 году, то есть можно представить степень его износа. Имеется акт Российского речного регистра освидетельствования судна от 6 июня прошлого года, в котором «СВАМИ» (бывший «Чивыркуй») признан технически негодным (обшивка и водонепроницаемые переборки изношены, отсутствуют главный двигатель, судовые системы, электрооборудование, средства радиосвязи, навигационное оборудование, спасательное и аварийное снабжение).

И вдруг это отслужившее свой век судно всего за пару месяцев чудесным образом преображается и предстает у нового владельца в отличном состоянии, с новым оборудованием и великолепной отделкой. Фантастика!

Разумеется, такие чудесные метаморфозы не остались без внимания руководства ИГУ. По этому поводу университет подал заявление в Следственный комитет с просьбой идентифицировать теплоход «СВАМИ» и то судно, которое Анатолий Гожа пытался вернуть университету, утверждая, что это «Космос». 

В настоящее время назначена судебно-техническая экспертиза.

«Пятница» будет следить за развитием событий.

  • Согласна на экспертизу

Елена Булыгина, адвокат Людмилы Гожа, сообщила, что ей достоверно неизвестно, по каким причинам университет отказывается принять теплоход: «Исходя из имеющихся у меня материалов дела и пояснений представителей университета, полагаю, что они сомневаются в том, что предъявленное к передаче судно является именно теплоходом «Космос», который был принят Людмилой Гожа от университета и восстановлен за ее счет».

Елена Булыгина также выразила сомнение, что регистровый номер мог быть нанесен на судно, предназначенное для возврата ИГУ, с какими-либо нарушениями. По ее словам, в ходе осмотра судна, проведенного по инициативе университета специалистом Байкальского участка Восточно-Сибирского филиала Российского речного регистра осмотра судна, установлено, что регистровый номер 218195 нанесен согласно правилам Российского речного регистра (заключение от 07.07.2015 г.).

В любом случае, по словам Елены Булыгиной, Людмила Гожа согласна на проведение экспертизы судна. Более того, такая экспертиза уже проводилась по инициативе университета на основании постановления о назначении судебно-технической экспертизы от 29.06.2015 г., по результатам которой специалистом Восточно-Сибирского филиала Российского речного регистра подтверждено, что предъявленное к передаче судно является именно тем судном, которое Л.А.Гожа обязана передать университету на основании решения суда.

— Полагаю, что в результатах данной экспертизы у университета не должно быть сомнений, поскольку о поручении экспертизы именно специалистам Восточно-Сибирского филиала Российского речного регистра просил сам университет в заявлении судебному приставу-исполнителю от 10.06.2015 г., — отметила адвокат.

По имеющейся у Елены Булыгиной информации, в настоящее время проводится еще одна экспертиза, назначенная также по инициативе ИГУ: «Гожа неоднократно представляла судно для осмотра судебным приставам-исполнителям, специалистам Восточно-Сибирского филиала Российского речного регистра, сотрудникам правоохранительных органов, а также представителям университета, в связи с чем отсутствуют какие-либо основания полагать, что она противится проведению экспертизы».

  • Деньги выплачены, но судно не возвращено

В начале июня Людмила Гожа обратилась в Управление федерального казначейства по Иркутской области для исполнения исполнительного листа о взыскании с университета неосновательного обогащения в размере 3 886 993,63 рубля. Университет попытался добиться отсрочки, и 15 июля Кировский районный суд Иркутска эту отсрочку предоставил (сроком до рассмотрения Иркутским областным судом заявления университета об отмене апелляционного определения от 03.02.2015 г. по вновь открывшимся обстоятельствам). Но до вступления в силу решения суда далеко, так как оно, конечно же, было обжаловано второй стороной. По действующим федеральным правилам Управление федерального казначейства приостановило расходные операции по счетам университета, не удовлетворив ходатайство о замораживании только 3 886 993,63 руб. А университету нужно выплачивать заработную плату, стипендию, вести ремонтные работы, осуществлять исследования по научным проектам, проводить летние международные школы (только в августе их три). В итоге эти деньги университет был вынужден выплатить, несмотря на то что в деле о корабле точка еще не поставлена.

Иллюстрации: 

Теплоход «Атаман», бывший «Космос». На сайте baikalholiday до сих пор можно найти фотографии и информацию о турах по Байкалу на теплоходе «Атаман» (бывший «Космос»). Вместимость — 20 спальных мест: 1 каюта на 4 человека, 2 каюты по 6 человек. Имеется кают-компания с диванами, шкаф для одежды, телевизор и DVD, обеденный стол, камбуз для приготовления пищи,  а также санузел и душ. На корме располагается обеденный стол, защищенный тентом. Все условия для комфортного отдыха
Теплоход «Атаман», бывший «Космос». На сайте baikalholiday до сих пор можно найти фотографии и информацию о турах по Байкалу на теплоходе «Атаман» (бывший «Космос»). Вместимость — 20 спальных мест: 1 каюта на 4 человека, 2 каюты по 6 человек. Имеется кают-компания с диванами, шкаф для одежды, телевизор и DVD, обеденный стол, камбуз для приготовления пищи, а также санузел и душ. На корме располагается обеденный стол, защищенный тентом. Все условия для комфортного отдыха
baikalpress_id:  107 889