Место женщины — за рулем

Уверена иркутянка Елена Гильдибрант, водитель муниципального автобуса на маршруте № 24

К транспорту Елену тянуло с детства. Будучи школьницей, она «приручила» мотоцикл, причем управлять «Минском» и «Уралом» Елену учил отец. Родилась и выросла Елена в селе Худоеланском Нижнеудинского района, где, собственно, прошла автомобильные «университеты» — научилась управлять трактором, а потом освоила и отцовские «Жигули». После окончания школы с выбором профессии долго не раздумывала и поступила в Иркутскую сельхозакадемию — на факультет механизации, где помимо прочего проходила практику на комбайнах. 

Впрочем, стать асом сельхозтехники Елене было не суждено, потому что в родную деревню после получения диплома она уже не вернулась — в Иркутске вышла замуж. Ее избранник Александр Гильдибрант на тот момент работал водителем автобуса, сегодня его стаж составляет 27 лет.

— Когда еще училась в институте, устроилась в МУП «Иркутскавтотранс» на подработку, кондуктором, — вспоминает Елена. — Тут с Сашей и познакомилась. О том, чтобы самой сесть за руль автобуса, я тогда и не мечтала, хотя на всех водителей смотрела с завистью. Почему-то меня всегда тянуло к большим машинам. Но не к фурам, а именно к автобусам.

Зависть вызывали у нее женщины, которые управляли троллейбусами. Поэтому в 2006 году Елена решила сделать первый шаг к своей мечте — прошла обучение в троллейбусном депо и впервые вышла на линию общественного транспорта. Но работа на «рогатом» не задалась.

— Не полюбил он меня, что ли… — улыбаясь, рассуждает она. — Током постоянно било, даже если перчатки надевала. А однажды я даже горела! На ходу загорелся автомат: как вспыхнет, прямо искры посыпались! У меня тогда вся кофта прогорела…

— И не испугались?

— Успокоилась, потом еще работала. Но особой любви к троллейбусам с тех пор я не испытываю.

 В 2009 иркутянка сдала экзамен и получила разрешение на управление легковым автомобилем, потом работала заведующей складом в Иркутскавтотрансе. Эта работа не вдохновляла, но зато Елена каждый день могла наблюдать из окна за тем, как по расписанию уезжают и приезжают любимые автобусы. И вот наконец решилась! В апреле 2014 года прошла переподготовку на категорию Д и теперь возит пассажиров из Ново-Ленино в Иркутск II и обратно. На выходных, как и все коллеги, пересаживается на другие маршруты — ездила и в центр города, и в садоводства за его пределами.

— И что, — удивляюсь я, — вот так просто села и поехала?

— Ну, если честно, не совсем просто, — со смехом отвечает моя собеседница. — Пришлось даже побороться с общественным мнением. Больше всего ворчал муж. Не верилось ему, что я смогу стать профессионалом. Да и остальные коллеги-мужчины тоже подшучивают: мол, теперь всю работу по ремонту автобуса за меня будет делать мой напарник. Хотя, если честно, за время работы на складе я так научилась разбираться в разных запчастях, что многим водителям при выборе еще могу и помощь оказать. А ремонтом как таковым у нас автомеханики занимаются.

— Ну а если колесо в дороге спустит? — тут же возникает у меня встречный вопрос.

— Техпомощь вызываем, — уверенно отвечает Елена. — Хотя на своей машине запаску я и сама могу поставить. И в автобусе, если что по мелочи — лампочки поменять, патрубки, воздушный фильтр. На самом деле управлять автобусом не сложно и не страшно. Конечно, пришлось подружиться с габаритами автобуса. Так, первое время сама боялась заезжать в бокс, на мойку, там узко очень. Однако с опытом пришла уверенность, и теперь я все делаю сама.

— Но в городе сумасшедшее движение, неужели не сложно?

— Наверное, не труднее, чем другим участникам движения. Я со своей стороны с другими стараюсь не конфликтовать. Просто еду по дороге потихоньку, и все. Единственное, что напрягает, — на перекрестках почему-то среди иркутских автолюбителей считается нормой проскочить именно перед автобусом. Наверное, думают, что автобус идет тихо. Хотя такую махину и остановить сложнее. Да и нельзя резко тормозить — люди ведь в салоне, упасть могут.

— Пассажиры, когда вас видят, как реагируют?

— Чаще позитивно — удивляются, разглядывают. Наверное, чтобы удостовериться, что зрение их не обманывает. Мужчины даже хвалят. Чтобы кто-то возмущался или был недоволен моей манерой ездить — такого еще не было.

Любопытный факт: в водительских правах Елены Гильдибрант пять категорий — В, В1, Д, Д1 и троллейбус. А этим далеко не каждый мужчина может похвастаться! Сейчас даже муж Елены признал, что жена справляется с обязанностями водителя автобуса ничуть не хуже его самого. По словам Елены, она даже гордится тем, что жена стала первой в Иркутске женщиной, севшей за руль автобуса. И даже во время семейных поездок на личном авто супруг Елены предпочитает отдавать бразды управления в ее руки.

— Со мной удобно, — продолжает со смехом Елена Гильдибрант, — дома могу и гвоздь прибить, и кран-буксу поменять. И если мужу помощь какая нужна, он не мужиков в гараж зовет, а меня. Хотя ничто женское мне также не чуждо. Я, например, люблю вязать крючком и стряпать. Этим я тоже регулярно занимаюсь в свободное время.

— Елена, вы еще не пожалели, что сели за баранку автобуса?

— Мне нравится! У меня даже характер поменялся — я стала более уравновешенной. С каждым днем убеждаюсь, что нашла именно свое дело.

Иллюстрации: 

Елена с одинаковой легкостью водит любые автобусы, но сейчас в ее распоряжении МАЗ-103 с автоматической коробкой передач
Елена с одинаковой легкостью водит любые автобусы, но сейчас в ее распоряжении МАЗ-103 с автоматической коробкой передач
baikalpress_id:  100 979