Место действия — Тибет

Обозреватель «Пятницы» делится впечатлениями от просмотра двух главных фильмов уходящей недели

Голливудский «Эверест» и российско-польское «Спасение». Блокбастер и камерная исповедь. Казалось бы, ничего общего, разве только то, что действие обоих фильмов происходит в горном Тибете. Но если герои «Эвереста» проходят испытание природной стихией, то героине «Спасения» предстоит испытать прочность своей веры. 

Лучше гор могут быть только горы?

«Эверест». Этот фильм многие ждали с нетерпением. Он рассказывает о событиях почти 20-летней давности, когда на высочайшей горе мира погибли восемь восходителей. История эта очень известная. В 1997 году по горячим следам был снят фильм «Смерть в горах» режиссера Роберта Марковица. Также есть несколько документальных фильмов, книг, в том числе две написали сами участники экспедиции. Так что хроника трагедии известна буквально по минутам, но до сих пор продолжает волновать и будоражить воображение. Интерес к ленте подстегнула и новая масштабная трагедия, случившаяся на Эвересте в этом году, когда в самом разгаре сезона страшное землетрясение практически смело базовый лагерь и унесло жизни 65 человек. 

Итак, Эверест, 1996 год, первые коммерческие восхождения. Любой желающий, заплатив 60 тысяч долларов, может устроить себе незабываемое приключение. Первую четверть фильма мы видим подготовку к восхождению. Роб Холл (актер Джейсон Кларк), руководитель команды «Консультанты по приключениям», предупреждает клиентов об опасностях, о поведении в зоне смерти — выше 8000 метров, где организм начинает медленно умирать, и, самое главное, о графике восхождения, согласно которому подняться на вершину необходимо не позднее полудня. Напряжение нагнетается постепенно. Предвестники будущей катастрофы чувствуются на каждом шагу: вот мимо восходителей несут тело погибшего шерпа, затем руководитель второй команды — «Горное безумие» Скотт Фишер (Джейк Джилленхол) проявляет подозрительную самоуверенность, потом что-то непонятное происходит с погодой. В общем, с этого момента уже все становится понятно. 

Дальнейшее действие фильма — это хроника самой катастрофы, переданная с высокой степенью достоверности.

Зритель просто физически ощущает ужас и отчаяние героев фильма. И это, пожалуй, одно из главных достоинств фильма. К недостаткам можно отнести плохо проработанные характеры персонажей. Например, совершенно непонятно, зачем было приглашать на роль Скотта Фишера Джейка Джилленхола, который весь фильм непонятно что делает. С этой задачей вполне мог справиться любой актер средней руки. То же касается и роли Киры Найтли — ничего, кроме мелодраматизма, ее игра не добавляет. Впрочем, сам режиссер Балтазар Кормакур жаловался, что ему пришлось пойти на уступки продюсерам. Непонятны также мотивы поведения опытнейшего Роба Холла, который почему-то идет на поводу у физически изможденного клиента, позволяя ему продолжить восхождение, когда уже все сроки вышли. Ситуацию немного спасает Джош Бролин, который убедительно сыграл одного из клиентов — Бека Уизерса, в буквальном смысле восставшего из мертвых. Кстати, кроме него и Робин Райт в роли жены Бека, из актеров больше и вспомнить некого.

Может быть, это и есть главная ошибка режиссера — попытка совместить человеческую драму и фильм-катастрофу. В результате те, кто жаждал экшена, жалуются на обилие слезоточивых сцен. А те, кто желал насладиться игрой голливудских звезд, сетуют на отсутствие драматизма. 

Теперь об оценках. В российском прокате фильм получил неплохие отзывы. Ну а социальные сети буквально кипят. Вновь обсуждаются проблемы коммерциализации Эвереста, превращения его в опасный аттракцион. И, конечно, продолжаются споры этического характера. Многие зрители наивно возмущаются, почему заблудившихся в ночи альпинистов не пытались спасти люди из штурмового лагеря. Они просто не понимают, что на высоте 8000 метров, да еще и в непогоду, это технически невозможно. Вертолеты на такую высоту не долетают, а человек, идущий на помощь, чаще всего гибнет сам. 

Кстати, сами альпинисты, уже покорившие Эверест, по большей части фильм оценивают хорошо. Например, Илая Сайкали (США) написал, что был просто потрясен техническими достижениями фильма: «Самая большая проблема для создателей фильма заключалась в невозможности организовать съемки в «зоне смерти» — выше 8000 м, где ваше тело буквально умирает. Я сам много снимал на Эвересте, знаю каждую скалу, хребет, уступ и должен сказать, что кинематографисты сумели воспроизвести все досконально. Есть, конечно, несколько промахов, но в целом, по сравнению с другими фильмами, это лучшее из всего, что было снято об Эвересте».

«Пятница» связалась с иркутянином Владиславом Лачкаревым, который успешно поднялся на Эверест в составе команды «7 вершин» в 2014 году. Ему фильм тоже в целом понравился своей реалистичностью, хотя он и тяжеловат эмоционально.

— Хорошая режиссерская работа, — говорит Владислав, — экранное воплощение приближено к реальным условиям. Киноляпов немного, люди, не имеющие отношения к горам, даже и не заметят. Показано трагическое стечение типичных обстоятельств: плохо подготовленные восходители, авантюризм гидов, ошибка в погодном окне. Больше всего мне понравилось, что главным героем фильма сделана сама вершина, а не люди с их амбициями. Режиссер не делит героев на плохих и хороших, старается непредвзято показать участников той истории. В целом события описаны достаточно точно. Понравилось, что показали Анатолия Букреева могучим русским альпинистом, совершившим подвиг (Букреев в темноте в жуткий буран три раза ходил на поиски заблудившихся и вывел троих человек к лагерю. В фильме его сыграл известный исландский актер Ингвар Эггерт Сигюрдссон. — Прим. авт.).

 — А как бы действовал руководитель вашей команды Александр Абрамов в этой ситуации? 

— Первое: он бы разбил участников восхождения на две группы, по уровню подготовки. Второе: у него бы не было ситуации, чтобы шерпы не провесили перила, поскольку высокая стоимость экспедиции учитывает расходы на эти цели. Третье: у Абрамова в экспедиции кислород берется с запасом, и участники наизусть знают места заброски, умеют высчитывать расход кислорода и прекрасно ориентируются, где следующий островок безопасности. Четвертое: он бы не рисковал с погодой. Надо было переждать три-пять дней в нижнем лагере и сразу после пурги подниматься на штурм. Пятое: у Абрамова бы никто не вышел на вершину в 16.00. Все знают четко: кто не поднялся до 12.00, должен разворачиваться! Лично я вышел в 23.30 и уже в 6.20 был на вершине. А в 18 часов спустился в лагерь. Как можно таким слабым людям давать так много времени на штурм? Понятно ведь, что сил спуститься вниз у них не остается. А ведь до лагеря они не дошли всего 200 метров. Все лежит на поверхности — все понятно и логично. Только безответственные гиды могут так рисковать неподготовленными клиентами.

Увидеть НЛО и не умереть

Контур сюжета «Спасения» практически зеркально совпадает с польским фильмом «Ида», который в этом году получил «Оскар», как лучший зарубежный фильм. Кстати, Иван Вырыпаев, постановщик фильма, этого не отрицает, хотя сходство получилось ненамеренным.

Героини обоих фильмов — молоденькие католические монахини, которым предстоит принять важное решение, прежде чем окончательно отречься от мирской жизни. У Иды испытание на прочность проходит через узнавание мрачных сторон действительности, через столкновение с предательством, смертью, мирскими искушениями. «Спасение» — это своего рода «Ида»-лайт. Польская монахиня Анна отправляется на миссию в католический приход в индийском Тибете, по пути она вынуждена на несколько дней задержаться в горном поселке, среди незнакомых пейзажей, людей, традиций. 

Анна в исполнении Полины Гришиной, ее беззащитный взгляд, хрупкость и тот свет, который она несет внутри, и есть самое главное в этом незатейливом фильме. Я не знаю, как этого добивается Вырыпаев, но женщины в его фильмах играют потрясающе. То же относится и к Каролине Грушке, которая играет в «Спасении» хиппующую британку, при­ехавшую в Индию в поисках некоего «глубинного смысла». И их диалог о природе человека просто великолепен, как и диалог Анны с американским музыкантом о современной музыке и разнице восприятия мира. 

Конечно, это никакое не массовое кино, «Спасение» — очень интимный фильм, очень личный, медитативно-философский. Его смотришь с очень светлым чувством, во всем такая простота и безыскусность. Анна не ищет Бога, она его будто открывает и переосмысляет заново в мире чужой культуры, языка, обычаев и даже инопланетных феноменов.

И все это выглядит очень естественно, просто и безыскусно, что даже если вы не верите в Бога, после просмотра фильма вы поймете, что он есть.  

Иллюстрации: 

Афиша фильма «Эверест». Изначально на роль руководителя команды «Консультанты по приключениям» Роба Холла был утвержден Кристиан Бэйл, но он оставил проект ради участия в фильме «Исход: цари и боги». После этого режиссер Балтазар Кормакур принял решение превратить фильм в ансамбль различных версий произошедшего. В основу сюжета легло несколько книг, посвященных катастрофе 1996 года, в том числе «В разреженном воздухе» Джона Кракауэра, а также интервью с выжившими свидетелями событий
Афиша фильма «Эверест». Изначально на роль руководителя команды «Консультанты по приключениям» Роба Холла был утвержден Кристиан Бэйл, но он оставил проект ради участия в фильме «Исход: цари и боги». После этого режиссер Балтазар Кормакур принял решение превратить фильм в ансамбль различных версий произошедшего. В основу сюжета легло несколько книг, посвященных катастрофе 1996 года, в том числе «В разреженном воздухе» Джона Кракауэра, а также интервью с выжившими свидетелями событий
В «Спасении» монахиню Анну сыграла непрофессиональная актриса Полина Гришина. По профессии она театральный художник-постановщик. Окончила Палехское художественное училище имени М.Горького. Проработала три года художником-мультипликатором в студиях «Союзмультфильм», «Центрнаучфильм», «Мосфильм». В 2011 году окончила РАТИ-ГИТИС (специальность «художник-постановщик»). За роль Анны Полина была удостоена звания лучшей актрисы на фестивале «Кинотавр»
В «Спасении» монахиню Анну сыграла непрофессиональная актриса Полина Гришина. По профессии она театральный художник-постановщик. Окончила Палехское художественное училище имени М.Горького. Проработала три года художником-мультипликатором в студиях «Союзмультфильм», «Центрнаучфильм», «Мосфильм». В 2011 году окончила РАТИ-ГИТИС (специальность «художник-постановщик»). За роль Анны Полина была удостоена звания лучшей актрисы на фестивале «Кинотавр»
Загрузка...