Медицина «на пальцах»

Студенты с ограниченными возможностями обучаются в Иркутске сестринскому делу 

В аудитории царит тишина, ученицы буквально смотрят преподавателю в рот... И неудивительно, ведь базовый медицинский колледж — фактически единственная возможность для глухих детей стать медиками со средним профессиональным образованием, а в дальнейшем (по желанию) продолжить учебу в вузе. Среди медицинских учебных заведений Сибири только в Иркутске есть специальная группа для слабослышащих людей. В этом году они окончат базовый курс и приступят к изучению профильных предметов. 

И сестры, и статисты 

Если твои возможности ограничены, мир становится другим. Так, минимум 10 процентов информации просто проходит мимо глухих людей, они вынуждены общаться лишь с собеседниками, понимающими язык жестов.

 Специальная группа Иркутского базового медицинского колледжа — выпускницы 9-го класса школы-интерната для глухих № 9. Многие из них раньше обучались в обычных школах, без сурдопереводчика.

 — До пятого класса я училась в обычной школе. Один год я вообще была без слухового аппарата… — вспоминает студентка Вероника Горовая. — Успеваемость была очень низкая, друзей практически не было. После я перевелась в школу № 9 — и стало легче. Пришлось учить язык жестов. Сначала я не понимала, как люди так быстро на нем говорят, а потом сама освоила. Но вслух говорить лучше, так как больше слов.

Действительно, в жестовом языке примерно 3500 слов — в русском языке порядка 600 000 лингвистических единиц. Все, для чего нет сурдоназвания, показывают с помощью тактильной азбуки. Но есть и другие особенности в обучении слабослышащих детей.

— Образование очень быстро меняется. Когда мы собирались набрать группу, существовали отдельные программы для детей с ограниченными возможностями. — говорит директор медицинского колледжа Наталья Витальевна Рудых. — Нужно было получать лицензию, собирать документы... Но все одно к одному: вышли новые стандарты, и теперь мы можем учить их по обычным программам. Девочки полностью осваивают объем знаний, неуспевающих нет.

Идея создать такую группу возникла, когда мама одной из выпускниц 9-летки рассказала заместителю председателя правительства Иркутской области Валентине Вобликовой, как изменится их жизнь после школы. Ближайший медколледж со специальной группой находится за Уралом, отпускать несовершеннолетнего ребенка одного нельзя. Придется ехать с дочкой, менять работу, снимать квартиру в чужом городе и сопровождать чадо четыре года... Правительство области пошло навстречу, тем более что это не единичный случай — группы способных ребятишек, мечтающих получить хорошее образование, школа выпускает ежегодно.

Теперь девочки четыре года будут учиться по специальности «Сестринское дело», проходить многочисленные практики, в том числе и в больницах города. Но кому потом нужен будет специалист, с трудом общающийся с людьми?

— Мы понимаем, что нельзя ребят выпускать из стен колледжа просто в жизнь, поэтому мы дадим им две профессии, — делится планами директор колледжа. — Параллельно с основной программой девочки будут осваивать специальность «Медицинская статистика». Такие отделения есть практически везде, в них собирают и обрабатывают информацию. В основном это, конечно, работа с компьютером и документами, но, по закону, у сотрудника обязательно должно быть медицинское образование.

Кроме того, девушки станут «палочкой-выручалочкой» в общении с глухонемыми пациентами.

В колледже не впервые учатся слабослышащие: глухие дети приходили сюда за мед­образованием и 10, и 15 лет назад, но они поступали в обычные группы и приходилось им непросто.

Нашли себя в белых халатах 

Многие в детстве боятся врачей, особенно люди с частыми недугами. Вероника белые халаты видела ежегодно, на регулярных проверках, и тоже каждый раз испытывала страх. Сейчас это чувство ушло, и девушка решила сама примерить докторскую униформу: особенность базового медколледжа в том, что студенты носят белые халаты прямо с первого курса. Войдя в стены колледжа, они уже чувствуют себя докторами и готовы помогать людям. Пока еще помощь нужна им самим: учитель на уроках работает в паре с сурдопереводчиком, используются многочисленные адаптированные презентации и раздаточный материал.

 — С одной стороны, сложно работать со слабослышащими детьми, потому что многое не объяснишь жестами, презентации перерабатываем так, чтобы можно было кратко записать с них содержание темы.

Людмиле Дмитриевне Самотис, учителю биологии, приходится для привлечения внимания студентов топать о пол:

— Девушки спокойные, старательные, внимательные и очень быстро читают.

 Между собой девочки общаются жестами. Людмила Дмитриевна такое общение поощряет: ученицы объясняют материал тем, кто слышит хуже, работают коллективно в группах над заданиями. Лекции студенткам переводит Ирина Иванова: с 1996 года она работает со слабослышащими людьми, в последнее время — в школе № 9. Как правило, языком жестов владеют те, у кого в семье были глухие люди, но семья Ивановых — исключение.

— Моя мама была заслуженным сурдопереводчиком, заместителем председателя Иркутского отделения ВОГ. Она стала моим первым учителем. Теперь язык немых пытается учить моя дочь, — говорит Ирина.

Она и ее сестра пошли по стопам матери:

— Язык жестов очень красивый, образный и эмоциональный. Большинство глухонемых могут читать по губам, но все равно им очень тяжело в обычных школах и вузах.

Здесь же, в колледже, девчонки не только учатся, но и общаются со сверстниками, участвуют в конкурсах, праздниках, КВН. Вероника Горовая выиграла в этом году областную олимпиаду по информатике, а недавно их дружная группа в клубе веселых и находчивых лучше всех шутила на тему «Здоровье и компьютер». Жизнь в колледже обретает для них новые краски, звуки, предоставляет массу интересных возможностей. Три из семи студентов целый год после выпуска из школы ждали возможности поступить в медвуз.

— Мне не хотелось быть швеей — неинтересно, да и зарплата маленькая, — прокомментировала Аня Кокорина свой выбор. — За этот год пробовала учиться на кондитера, на маляра — все не мое. Когда тут объявили набор в группу, мама посоветовала попробовать. И мне нравится. Хотя почти все предметы даются с трудом, я стараюсь!

Раньше Аня занималась легкой атлетикой и планирует, когда освоится в учебе, вернуться в спорт. Возможно, девушка станет второй Марией Нечаевой, чемпионкой России, рекордсменкой в прыжках с шестом среди лиц с нарушениями слуха. Мария, кстати, тоже начинала свою карьеру здесь, в Иркутском базовом медицинском колледже.

Анна мечтает стать медсестрой и начать работать сразу после учебы, Карина из села Харатирген Боханского района планирует поступить в мединститут и выучиться на гинеколога, Вероника будет косметологом... Они точно знают, чего хотят, и не упустят своего шанса!

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments