Маршрутчики успокоились. Некоторые говорят, что временно

Ровно неделю назад, 2 апреля, забастовали маршрутчики.

Водители 500 автобусов не вышли в рейс после того, как служба по тарифам Иркутской области отказала им в повышении стоимости проезда. Хотя серьезного транспортного коллапса и удалось избежать, но уехать из отдаленных микрорайонов города было очень проблематично. На остановках выстроились очереди, утром многим иркутянам пришлось добираться до работы со множеством пересадок. Водители бастовали до минувшего понедельника.

В первый день забастовки в городе исчезла треть маршруток. Больше всего от отсутствия транспорта пострадали жители Ленинского района, Синюшиной Горы и микрорайона Солнечного. В срочном порядке администрация города направила в Ново-Ленино 93 муниципальных автобуса; кроме того, были проведены совещания с руководителями крупных автотранспортных предприятий.

— Нам позвонили 1 апреля и спросили: «Вы тоже завтра встаете?» Спрашиваю: «Куда встаем?» Мне ответили: «Завтра же забастовка…» Я очень удивился. Думал, первоапрельская шутка, — говорит руководитель одного из иркутских автотранспортных предприятий. — Все это выглядело как саботаж.

Ходят слухи, что перед акцией протеста к водителям маршруток подходили какие-то люди и уговаривали их не выйти в рейс 2 апреля. Когда 2 апреля некоторые автобусы все же вышли на линию, неизвестные обстреляли один из них прямо на маршруте, вместе с пассажирами. К счастью, никто не пострадал. Два водителя-забастовщика подозреваются в угрозах в отношении своих коллег-незабастовщиков. Таков криминальный итог акции протеста.

Хотя сейчас забастовка прекращена, в среде водителей чувствуется нервозность.

— Вы думаете, мы здесь все в золоте купаемся? Да мы все в кредитах! Для того чтобы купить приличную машину, нужно взять кредит. И как его отдавать, если проезд 12 рублей? — говорит Виталий, водитель маршрутного такси № 21.

— Стоимость проезда не поднимали с 2008 года. За семь лет в два раза подорожали запчасти; топливо — в два раза; цены на продукты питания, на квартиры выросли очень сильно. Какая должна быть стоимость проезда? Учитывая рост цен на текущую жизнь, думаю, нужно прибавлять по рублю в год. Получится 19 рублей, — считает Александр, водитель другой маршрутки.

Низкая стоимость проезда в первую очередь отражается на безопасности перевозок. Перевозчики экономят на запчастях, на техническом обслуживании, на ремонте, на зарплате водителей, поэтому и ездят по иркутским дорогам полуразбитые машины с водителями-гастарбайтерами.

— Зарплата стала очень маленькой. На многих предприятиях средний заработок водителя 15—20 тысяч рублей, — рассказал руководитель одного из автотранспортных предприятий, представитель общественной организации «Союз автомобилистов Сибири» Евгений Садков. — За такие деньги перевозчики могут трудоустроить только менее опытных водителей. Профессионалы, водители с опытом и стажем стали массово увольняться. Люди стали уходить из этого бизнеса. А несколько лет назад водители в очереди выстраивались, чтобы устроиться на работу.

Как говорят перевозчики, водители решили пойти на крайние меры, потому что фактически стали заложниками бюрократической системы.

Служба по тарифам Иркутской области отказалась повышать стоимость проезда по причине того, что в представленных перевозчиками документах для смены тарифов отсутствовали договоры с администрацией Иркутска на обслуживание конкретных автобусных маршрутов.

— В конце 2013 года представители автотранспортных предприятий подали документы в службу по тарифам, чтобы получить разрешение на повышение стоимости проезда, — объясняет ситуацию Евгений Садков. — Документы приняли. Сказали, что все нормально. Договоров с администрацией от нас не требовали, потому что в перечне не значился этот документ. А в 2014 году вышло постановление городской администрации о том, что перевозчик не имеет права перевозить пассажиров без договора с администрацией.

Начальник управления транспорта администрации Иркутска Юлия Гордина на брифинге сообщила, что договор — это очень важный документ, поскольку собственником дорог в городе является муниципалитет. Заключение договоров, по ее словам, необходимо для того, чтобы улучшить ситуацию с транспортом. Там прописаны расписание и периодичность работы транспорта.

Стоит отметить, что некоторым автотранспортным предприятиям все же удалось заключить договоры, однако они составляют всего 30% от общего числа всех транспортных средств. Почему одни частники заключили договоры, а другие в течение года не смогли этого сделать? Как выяснилось, и здесь причины скорее бюрократические. В администрации города пояснили, что компании заключают договоры на обслуживание конкретных маршрутов, внесенных в реестр, только после того, как на сайте администрации выставляются извещения о конкурсе для привлечения перевозчиков на тот или иной маршрут. Однако пока на сайте выставлена информация о конкурсах не на все маршруты, а только на некоторые. Согласно планам, проведение конкурсов по привлечению перевозчиков продлится вплоть до 2016 года. Таким образом, автотранспортные предприятия, которые давно и стабильно работают на определенных направлениях, а их маршруты не были выставлены на сайте администрации, не могли заключить договоры с администрацией.

— Мы обратились к уполномоченному по защите прав предпринимателей Алексею Москаленко. Он проводит правовой анализ ответа службы по тарифам Иркутской области. И если будет доказано, что ее действия были неправомерными, представители автотранспортных предприятий обратятся в прокуратуру, в УФАС, а также в арбитражный суд, — говорит Евгений Садков. — Но, думаю, это самые крайние меры — никто воевать не хочет. Я сторонник того, чтобы и власти города, и перевозчики все-таки договорились и пришли к решению, которое устроит и ту и другую сторону.

Впрочем, существует мнение, что нынешний транспортный кризис связан и с другими причинами.

Мол, в самой транспортной системе немало проблем, которые мешают нормально зарабатывать маршрутчикам и снижают качество перевозок. Некоторые водители утверждают в социальных сетях, что существует так называемый рэкет. Например, чтобы водителю стать маршрутчиком, нужно заплатить внушительную сумму определенному человеку, а затем выплачивать ему ежемесячно по несколько тысяч рублей. За это водителю якобы гарантируют безопасность. Мы поговорили с водителями. Многие отрицают такой факт, хотя один из них так объяснил эту ситуацию:

— Это просто ты платишь за путевки, за маршрут. Мы платим предпринимателю за маршрут. Платишь 3—5 тысяч, что ты прошел механика и врача. Крышей называется.

К тому же руководители некоторых автотранспортных предприятий считают, что повышение тарифов кардинально не улучшит качества пассажирских перевозок. Заместитель председателя Ассоциации автотранспортных предприятий города Иркутска Алексей Колмаков говорит, что навести порядок с транспортом можно, только если в корне изменить транспортную систему.

— Необходимо проводить конкурсы на привлечение перевозчиков на социально значимые маршруты, с дотациями из городского бюджета. К примеру, перевозчик заявляет, что по себестоимости он может перевозить пассажиров по 15 рублей, а администрация предлагает установить проезд в 12 рублей, но при этом готова выделять дотации, чтобы работа перевозчика не была убыточной. Если частная компания заключила договор с администрацией по поводу обслуживания этих маршрутов, то она обязана выполнять его условия — соблюдать расписание, содержать машины в нормальном состоянии, а за нарушения перевозчику отказывают в дотации из бюджета.

Свое видение ситуации показала в очередном флешмобе иркутская студентка Лиана Клевцова, известная своими «голыми» протестами.

Девушка разделась догола в салоне автобуса. Акцию «Так было — так будет — так надо» Лиана объяснила так: «В стране складывается ситуация, при которой проблема роста цен на проезд в общественном транспорте возложена на плечи пассажиров и транспортных компаний, в то время как этот вопрос должен решаться на высшем уровне. То есть ценовая политика должна удовлетворить обе стороны: и пассажиров, и перевозчиков».

Примечательно, что о «голом» протесте иркутянки сообщили не только многие федеральные СМИ, но и некоторые знаменитости. К примеру, музыкант Юрий Лоза упомянул в своем блоге про иркутскую модель. Напомним, это уже третий «голый» протест Лианы Клевцовой. До этого девушка протестовала таким же способом против роста цен на бензин и условий ипотечных кредитов.

 

Иллюстрации: 

Сейчас цена проезда в Иркутске действительно самая низкая среди всех крупных городов Сибири. Однако представители перевозчиков не могут обосновать повышение цены. В итоге власти города предложили депутатам Законодательного собрания упростить процедуру обоснования тарифа. Депутаты намерены рассмотреть этот вопрос в ближайшее время.
Сейчас цена проезда в Иркутске действительно самая низкая среди всех крупных городов Сибири. Однако представители перевозчиков не могут обосновать повышение цены. В итоге власти города предложили депутатам Законодательного собрания упростить процедуру обоснования тарифа. Депутаты намерены рассмотреть этот вопрос в ближайшее время.
Фотомодель Лиана Клевцова устроила очередную обнаженную фотосессию: на этот раз в автобусе в знак поддержки водителей, требующих повышения тарифов.
Фотомодель Лиана Клевцова устроила очередную обнаженную фотосессию: на этот раз в автобусе в знак поддержки водителей, требующих повышения тарифов.
baikalpress_id:  104 025