Мама мельхитуйских школьников

Наталья Копач всегда приходит на работу в хорошем настроении

«Мама» — именно так часто обращаются к Наталье Георгиевне ее воспитанники. Они ловят каждое ее слово, старательно выводят в тетради первые буквы, складывают числа. О такой работе Наталья Копач мечтала с детства. Каждый день она спешит на работу, а приветствуя детей, обязательно спросит их: «Как ваше настроение?» По словам педагога, именно хорошее настроение является залогом успешной и плодотворной работы.

13 детей по матрасам

В Русский Мельхитуй Наталья Копач приехала в 1986 году, и с тех пор это селение стало ее родиной. Здесь она сделала первые шаги в своей преподавательской деятельности, встретила вторую половинку, воспитала с мужем двоих сыновей и теперь нянчит пока еще единственную внучку Злату. Хотя все могло сложиться по-другому: после окончания Черемховского училища ее по распределению отправляли в северную часть области, в город Братск. Однако выпускница настояла на том, чтобы работать в деревне. И тогда выбор пал на маленькую деревушку Русский Мельхитуй.

Сельская жизнь для Натальи Георгиевны вполне привычна. Ее детство прошло в селе Ныгда Аларского района. Родители — простые крестьяне: папа трудился бригадиром животноводческой бригады на молочно-товарной ферме, а мама всю жизнь проработала дояркой. В большой семье было 13 детей. Наталья Георгиевна была седьмым ребенком — у ее родителей было шесть девчонок и семь мальчишек. В шесть лет ее забрала к себе бабушка, и до окончания 9-го класса девочка жила у нее. Однако почти каждый день Наташа бегала домой — навещала родных.

— Изба у нас была совсем маленькая. И как-то раз директору нашего совхоза сказали, чтобы он зашел к нам и посмотрел, как мы живем. А у нас две кровати всего стояло, поэтому все ребятишки спали на полу на матрасах. Он зашел, осмотрелся и у мамы спросил, почему ее муж, Гоша, все это время молчал. Мол, давно бы дом построили. И после этого случая нам действительно поставили большой, просторный, крепкий дом, — рассказывает Наталья Георгиевна.

Стать лучшим учителем

С детства Наталья Георгиевна была самой любопытной в семье. Ее интересовало абсолютно все. И с выбором профессии она определилась довольно рано, как только пошла в школу.

— В первом классе со мной произошел случай, который я до сих пор забыть не могу. Мы начали сливать слоги, и у меня никак не получалось. Тогда у учителя не выдержали нервы. Она взяла со стола связку ключей и дала ею мне по голове. Именно в тот момент я подумала, что, когда вырасту и стану учителем, я никогда не буду бить детей. Хоть одно место, но я займу среди педагогов, чтобы такой учительницы не было, как у меня. И к этой цели с тех пор я и шла, — говорит Наталья Копач.

После школы она поступила в педучилище и стала жить самостоятельно. После третьего курса девушку определили на практику в городскую школу № 32. В ее классе оказалось 30 детей, и парты стояли в три ряда. Однако страха она не почувствовала, скорее наоборот — оказалась как рыба в воде. Дети ее приняли доброжелательно. Да и как было не полюбить молодую, красивую учительницу со звонким смехом? За практику она получила твердую пятерку, и в эту школу ее звали работать после окончания училища. Однако после получения диплома юную учительницу определили в братский интернат для слабовидящих детей.

— Я туда не могла поехать, поскольку у меня не было тогда денег на проезд, проживание и прочие нужды. На комиссии я попросилась работать в деревню, и тогда мне показали те точки, которые еще остались для распределения. Мне дали направление в Бурятский Мельхитуй, откуда на тот момент была моя подруга и одногруппница Зина Мухамедзянова. А ей дали направление в соседний населенный пункт — Русский Мельхитуй. Зина предложила обменяться, — говорит учительница.

В новую школу прибыла на тракторе

Бабушка подарила внучке 100 рублей, и на них Наталья обновила к школе свой гардероб: прикупила коричневые сапоги, зеленое пальто и легкое белое платьице. Собрав чемоданы, она вместе с младшим братом добралась до соседней деревни, а оттуда ее на тракторе привезли в Мельхитуй. В то время там была только начальная малокомплектная школа. Заведующая учебным заведением Альбина Кустова встретила ее доброжелательно. Как оказалось, молодую учительницу здесь уже ждали и даже подготовили для нее жилье — пристрой к жилому дому. В домике находилось все самое необходимое: кровать, стол, стулья, печка. С этого самого времени у Натальи Георгиевны начались трудовые будни.

— Мне достался третий класс — 22 ученика. Очень добрые и веселые дети. И родители ко мне относились очень тепло. Постоянно интересовались, не нужно ли мне чего-нибудь, например дров или воды привезти. Даже в очереди в магазин в то время учителям не нужно было стоять, нас всегда проталкивали вперед и первыми обслуживали. Ребятишки частенько приходили ко мне в гости. Я их угощала, но так получалась, что у меня всегда к их приходу была сварена каша — или манная, или рисовая. И когда они возвращались домой, родителям рассказывали о своих наблюдениях и переживали, что, наверное, мне нечего есть, — с улыбкой вспоминает Наталья Георгиевна свой первый класс. — Тогда они решили меня подкармливать. Бывало, приду с работы — на двери замок, а рядом пакет висит. И в нем конфеты, пряники, мармелад — чего только нет!.. Я сначала не могла догадаться, кто это носит. И только спустя какое-то время мне рассказали, что это мои ребятишки. Но они и после этого регулярно оставляли для меня презенты — таким способом они выражали свою признательность и благодарность за работу.

В первый же год Наталья Георгиевна провела открытый урок, на котором присутствовали педагоги со всего района. После занятия молодую учительницу похвалили, и только один учитель, дедушка, заметил, что у нее для таких маленьких учеников уж очень грубый голос. Однако другие сразу же отвергли это замечание, отметив, что он должен быть поставленным и твердым.

Учитель и психолог

Трудовые будни Натальи Копач складывались всегда одинаково: после уроков на обед домой, затем снова в школу на дополнительные занятия, далее проверка тетрадок, составление планов и 
т. д. Однако кроме школы было у молодой учительницы и еще одно увлечение — пение. Особенно она любила песни Софии Ротару. Годами она собирала о ней различные публикации, вырезки и вела альбом. Даже прическа у нее была как у известной артистки. На одном из вечеров на сцене она спела ее знаменитую песню «Червона рута», и с тех пор местные стали называть ее «наша София Ротару».

Практически сразу после приезда в Мельхитуй Наталья встретила своего будущего мужа — Владимира. Вместе они вырастили двоих сыновей. И не только они зовут ее мамой — для своих учеников она также всегда является второй мамой.

В 1992 году в деревне построили новую девятилетнюю школу, а от старой сегодня ничего не осталось. Количество детей в учебном заведении также разительно изменилось. Теперь вместо 15—20 ребятишек в начальных классах всего лишь по 4—7 учеников. В настоящее время Наталья Георгиевна ведет уроки сразу в двух классах: в 1-м и 3-м. В каждом только по четыре ученика. Однако на занятиях это никак не сказывается.

— Первым делом, когда захожу в класс, я смотрю на лица детей и спрашиваю у них о настроении. Если ребята грустные, то стараюсь их чем-то развлечь. Например, слушаем веселую музыку или поем. И только после этого мы приступаем к занятиям. Я считаю, что как преподаватель поставит настроение, так и пройдет урок. Поэтому всегда стараюсь, чтобы они были веселыми, и такое же требование предъявляю к себе. Все заботы и проблемы нужно оставлять дома, а на работе надо показывать, что все хорошо, — делится своими секретами преподавания Наталья Георгиевна.

По ее словам, дети сейчас совсем другие, чем были несколько лет назад. Сегодня они больше времени проводят у экранов телевизоров, перед компьютером или с планшетом. Из-за этого у школьников остается немного времени на живое общение, появляются рассеянность и невнимательность. Немалая в том вина и родителей, которые отвыкли поддерживать у детей правильный режим дня: зачастую только поздними вечерами они начинают выполнять с ними домашние задания и разрешают им ложиться спать за полночь.

В 2009 году Наталья Копач осуществила еще одну свою мечту — получила высшее образование по специальности «психолог». И теперь в школе появились уроки «Час психологии», во время которых проводятся различные тренинги, консультации — как с детьми, так и с родителями.

В 2011 году Наталья Георгиевна стала в районе учителем года, а спустя два года получила звание ветерана труда. Как призналась учительница, все, о чем она мечтала, сбылось, и поэтому она считает себя счастливым человеком.

Наталья Копач : «Первым делом, когда захожу в класс, я смотрю на лица детей. Если ребята грустные, то стараюсь их чем-то развлечь. Например, слушаем веселую музыку или поем. И только после этого мы приступаем к занятиям. Я считаю, что как преподаватель поставит настроение, так и пройдет урок».
Наталья Копач : «Первым делом, когда захожу в класс, я смотрю на лица детей. Если ребята грустные, то стараюсь их чем-то развлечь. Например, слушаем веселую музыку или поем. И только после этого мы приступаем к занятиям. Я считаю, что как преподаватель поставит настроение, так и пройдет урок».
Загрузка...