Маленький кусочек богатого наследства

Оксана Жамбалова собирает в районах округа информацию о старинных свадебных обрядах

Когда-то кочевые народы считали, что год заканчивается осенью, когда скот, принеся приплод, нагулял достаточно жиру. С наступлением первых заморозков скотоводы прибавляли год себе и своему поголовью. Свободного времени в это время было больше, и наши предки гуляли свадьбы. В прошлом номере мы затронули тему бракосочетаний и связанных с этим событием примет. На этот раз наш корреспондент выяснила, как проходила подготовка к этому великому событию в старые времена и как современная молодежь относится к свадьбам в национальном стиле.

Скромные молодожены

Нужно констатировать, что сегодня свадьбы в национальных стилях практически не практикуются. Даже в Осинском районе, на территории, где еще не забыли язык, по исконным бурятским традициям бракосочетания не проводят.

— Однажды мы пытались уговорить одну пару сыграть свадьбу по всем обычаям, но, к сожалению, нам это не удалось, — говорит начальник отдела по Осинскому району Управления государственной регистрации Службы ЗАГС Иркутской области Наталья Рыжакова. — Молодожены у нас скромные. Пробовали провести регистрацию брака на площади в районном центре. Уговаривали молодых, что это будет красиво, их поздравят мэр района и главы сельских поселений, но пара так и не согласилась.

Заместитель начальника управления культуры Осинского района Екатерина Ильина сетует, что у молодых нет особого желания проводить традиционные бурятские свадьбы.

— К сожалению, к нам в управление культуры с такими просьбами ни разу не обращались, — говорит заместитель начальника управления. — Я даже не припомню, чтобы молодые надевали стилизованные бурятские костюмы.

Тем не менее Екатерина подчеркнула, что до сих пор на бурятских свадьбах соблюдаются некоторые обычаи, дошедшие к нам от предков:

— Мы видим, что невеста до сих пор собирает приданое, а во время свадьбы худа худанууд — сваты — обмениваются кушаками и платками. Кроме того, почетным гостям всегда преподносят тоолэй — баранью голову, а гостей принято одаривать зала, — отмечает Екатерина Ильина.

В крупных населенных пунктах масштаба Улан-Удэ и Иркутска ситуация с нарядами немного другая. Сыграть свадьбу в национальных костюмах стало модно. Вот только удовольствие это не из дешевых. И, к сожалению, в основном на стилизованной одежде соблюдение традиций заканчивается.

Невеста на коне

Но есть люди, которые много знают о традициях. Педагог детской музыкальной школы поселка Хужир Оксана Жамбалова увлеклась сбором информации. Она может рассказывать часами о том, как проходили свадьбы в старые времена. Свадебные обряды
состояли из множества бытовых и ритуальных церемоний. Обычно обряды разделяли на три категории: предсвадебные, непосред-
ственно свадебные и послесвадебные. К сожалению, многое не дошло до наших дней.

— Мы с мужем Солбоном вели исследования в Улее, Бильчире, Бурят-Янгутах, Осе, Новониколаевске Эхирит-Булагатского и Нагалыке Баяндавского районов, а также на Ольхоне, — рассказала Оксана Самбаевна. — Искали старейшин и начинали беседу. Естественно, нам не сразу все рассказывали. Людей нужно было разговорить, убедить, что мы действительно настроены серьезно. В итоге удалось собрать богатый материал. Конечно, это только маленькая толика того наследия, которое оставили нам предки. Очень многое утеряно безвозвратно.

У каждого бурятского рода были свои отличия в проведении обрядов. Например, на территории современного Эхирит-Булагатского района отец невесты обязательно давал дочери коня в полной амуниции и в придачу лук и колчан со стрелами. А вот в Тункинской долине невестке обязательно устраивали смотрины. На второй или третий день после свадьбы молодая жена должна была пройти испытания, чтобы показать, какая она умелица. Задания были разные. Например, не запачкав подола или рукавов, нужно было достать из огня уголь.

Мнение педагога однозначное — необходимо восстанавливать свадебную обрядовую культуру:

— Во время свадеб было жесткое ограничение в поздравлениях. Не всем полагалось поздравлять молодых. Определенные люди говорили определенные пожелания. А что сейчас происходит? Один поздравил, а другие повторили. Практически никто из гостей друг друга не слышит и не слушает. Возьмем, например, предсвадебные обряды, на которые собирались родственники. Они пели песни, которые доставали из сокровенных уголков души, и с их помощью желали невесте и жениху всех благ. Весь комплекс церемоний был направлен на подготовку молодых к новому статусу. И это было правильно! Для сохранения своей самобытности обязательно нужно возрождать свадебные церемонии.

В планах у этнографа продолжить сбор материала. Оксана Самбаевна хочет подключить к этому делу как учреждения образования, так и учреждения культуры районов Усть-Ордынского Бурятского округа. В этом направлении уже проходят переговоры.

Мечта Жамбаловой — поставить весь комплекс свадебных обрядов на сцене, чтобы показать красоту традиций и сокровище бурятского народа. Но впереди еще много работы.

Иллюстрации: 

Нужно возродить традиции — и свадьба превратится в красивое и по-настоящему осмысленное действо
Нужно возродить традиции — и свадьба превратится в красивое и по-настоящему осмысленное действо
У каждого бурятского рода были свои отличия в проведении обрядов
У каждого бурятского рода были свои отличия в проведении обрядов
Загрузка...