«Люди сюда едут за идеей»

Семья из Эхирит-Булагатского района организовала домашнее обучение и развивает кооператив
Григорий Маюров: «Моя задача сделать так, чтобы дети мыслили критически»
Григорий Маюров: «Моя задача сделать так, чтобы дети мыслили критически»

В школу дети приезжают, когда нужно пройти аттестацию: написать диктант, контрольные, тесты. На фото Лев Маюров.
В школу дети приезжают, когда нужно пройти аттестацию: написать диктант, контрольные, тесты. На фото Лев Маюров.
 Григорий Маюров по образованию врач, а Дарья Шинкаренко — учитель начальных классов и педагог-психолог. У счастливых родителей пять ребятишек, которых они обучают сами.
Григорий Маюров по образованию врач, а Дарья Шинкаренко — учитель начальных классов и педагог-психолог. У счастливых родителей пять ребятишек, которых они обучают сами.

На сегодняшний день практически каждый пятый житель России хочет жить в собственном доме, на собственном участке, поскольку люди устали от бешеного ритма, пробок и нехватки времени. Семья Григория и Дарьи Маюровых решила перебраться из Иркутска в деревню 11 лет назад. Эхирит-Булагатский район выбрали неслучайно — недалеко от деревни Батхай живут родители Дарьи. И о своём решении ни разу не пожалели. Им нравится жить в тишине, комфорте и подальше от цифровой среды.

Коллективное обучение

Григорий Маюров по образованию врач, а Дарья Шинкаренко — учитель начальных классов и педагог-психолог. У счастливого семейства пять ребятишек, которых они обучают сами, в домашних условиях. Здесь нужно отметить, что если в 2017 году в Иркутской области на семейном образовании находилось 28 детей, то в 2019 году их количество выросло до 261 ребёнка. В этом году количество таких детей ещё увеличилось, так как после введения дистанционного обучения многие родители поняли, что работать в таком формате крайне неудобно.

Что такое семейное обучение? Когда родители сами занимаются образованием детей, а также приглашают профессиональных учителей. В России есть практика организации семейных школ, когда родители объединяются и организуют школу семейного обучения. Сейчас в Иркутске есть частные школы семейного образования.

Место, где проживает семья, находится примерно в 20 км от центра Усть-Ордынского, поэтому возить детей слишком далеко, да и не на чем. Чтобы обучить детей, Григорий организовал семейное образование прямо в хозяйстве.

На территории фермы есть отдельный домик для школьных занятий, который ещё благоустраивают. В домике есть магнитно-маркерная доска, высокий стол, печь и много учебной литературы. На сегодняшний день Григорий обучает двух сыновей: семиклассника Тихона и пятиклассника Льва. У детей есть расписание и план уроков. Занятия начинаются так же, как в школе, с утра и до обеда. Начальную программу дети изучали по советским учебникам, а материал старших классов — по современным.

 — Мы заключили договор с директором Усть-Ордынской школы и берём учебники, по которым занимаемся. В школу приезжаем, когда нужно пройти аттестацию: написать диктант, контрольные, тесты. Сейчас дети не очень хорошо сдают экзамены по русскому и английскому языкам, но хорошо сдают точные науки и литературу с историей. У меня нет цели, чтобы дети знали все предметы на пятёрки, для меня важно, чтобы у них в голове сложилась целостная картина по всем предметам. В основном я копирую школу и вношу что-то своё, — поделился Григорий Маюров.

В обучение Григорий внёс коллективный способ обучения: когда работа идёт с группой и дети подтягивают друг друга по предметам. Технологию коллективного воспитания создал советский педагог Александр Ривин. Идея такого обучения заключается в том, что человек попадает в сформированный коллектив, который в дальнейшем формирует его как достойного члена общества. Такими формами обучения известны педагог-новатор Михаил Щетинин и школа Саммерхилл, созданная в Великобритании. Такая форма обучения существует во многих авторских школах.

—  Старший сын не особо любит объяснять в силу своего характера, а вот Лёва любит разбирать и объяснять. В таком обучении на первый план выходит не академическая составляющая, а социальная. Цель коллективного образования в том, чтобы дети были дружными, друг другу доверяли, вместе, к примеру, ходили в походы и трудились. Например, когда учитель просит ребёнка рассказать, почему Герасим утопил Муму, ему сложно высказать свои мысли, а если предложить всем классом обсудить эту тему, то происходит совершенно другой диалог, в котором детям намного проще поделиться своими мыслями. Именно в таком коллективном общении дети делятся друг с другом знаниями, которые они усваивают намного легче и быстрее. Моя задача сделать так, чтобы мои дети мыслили критически, — поделился Григорий Маюров.

Учёба стоя

Дарья привела нам пример того, как отличаются дети, обучающиеся дома. Когда в 5 классе на открытом уроке по истории Тихон стал отвечать на вопрос, его речь заняла около двух минут, и учитель стал его останавливать. Преподаватель удивился, что ребёнок может так долго рассказывать, поскольку обычно дети давали односложные ответы. По выходным Дарья занимается с детьми английским языком и написанием диктантов по русскому языку.

— Мне нравится заниматься дома. Папа обучает так, что я всё успеваю усвоить. Самый любимый предмет — информатика и завтрак, — смеётся Лев. — В школе всегда торопят, так как все предметы нужно пройти быстро, и  мало что усваивается. Кроме того, мне нравится здесь жить.

Ещё дети занимаются, стоя за конторкой, незаслуженно забытой и полезной мебели. Благодаря обучению стоя сохраняется правильная осанка и равномерно распределяется нагрузка на спину. На сегодняшний день в стране из 40 тысяч школ в 3 тысячах практикуется обучение стоя.

Гости приезжают подышать свежим воздухом

За время проживания вдали от города через четыре года семья Маюровых почувствовала нехватку в общении с людьми и решила организовать кооператив. Последние два летних сезона к ним приезжала семья с тремя детьми. Родители хотели увезти детей из города, чтобы они жили в чистой информационной среде. Ребята проявляли физическую и трудовую активность, а Григорий преподавал им английский язык.

— Супругам больше понравилось то, что семья была всё время вместе и занималась общим делом. Также к нам приезжал одинокий человек, который прожил здесь три года. Обычно, когда к нам приезжают люди, мы им платим и предоставляем бесплатно жильё. А они в свою очередь живут среди природы, работают, присматриваются и понимают для себя, то ли это, к чему они стремятся, — поделился глава семейства.

Сейчас на территории фермы построен один гостевой домик, но в будущем планируют поставить ещё пять таких домиков. Заложен фундамент, где будет расположена школа семейного обучения по проекту кооператива.

— Идея в том, чтобы семьи, которые к нам приезжают, оставались жить здесь. Люди сюда едут за идеей, и таких много. Также к нам часто обращаются семьи, которые хотят отдать детей на лето, потому что не знают, чем их занять в городе, — поделилась Дарья Шинкаренко.

Главное — общение друг с другом

В будущем Григорий Маюров планирует развивать домашнее обучение. В планах — организовать центр семейного образования, чтобы дети росли в отсутствии цифровой среды, общались между собой.

Семья занимается пчеловодством, молочной продукцией и выращиванием картофеля. Сейчас ведутся работы по благоустройству территории. Старшие дети помогают в посадке, прополке и уборке картошки. В свободное время Тихон любит мастерить и уже третий год строит себе землянку, а Лёва любит строить из конструктора Lego.

—  Проживая среди природы, я поменялась радикально. Моё самоощущение изменилось, я чувствую себя на своём месте. Здесь я поняла, что мой дом — это не кусок земли, а что в принципе я житель планеты Земля, и это мой дом. Я хочу, чтобы то место, где мы живём, было чистым и красивым, поэтому мы вместе следим за порядком и на собственном примере учим детей. Здесь я чувствую себя прекрасно, и в город совершенно не хочется, — поделилась Дарья Шинкаренко.

Сейчас на территории фермы построен один гостевой домик, но в будущем планируют поставить ещё пять.
Сейчас на территории фермы построен один гостевой домик, но в будущем планируют поставить ещё пять.