Любовь не мыслит зла

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…»

Эти слова из Первого послания к Коринфянам апостола Павла предъявляют любящему человеку невероятно высокие требования. О том, как православие трактует ключевое для христианина понятие «любовь», ведущей рубрики «Очень личная жизнь» Нине Ворониной рассказал священник Спасского храма Иркутска иерей Павел Телегин.

— Любовь и секс. Как православная церковь трактует эти понятия?

— В церкви бытует разное отношение к понятиям любви и секса. Для ясности понимания скажу: любовь — это смысл жизни, которого человек достигает во всех сферах своей деятельности, это и семья, друзья, учеба, работа. И везде достижение этого благодатного состояния происходит через некоторую жертвенность собой, своими интересами ради другого или других. Этот принцип выражен в словах Господа Иисуса Христа: «Возлюби ближнего своего как самого себя», вплоть до готовности жизнь свою отдать. Именно любовь, ее жертвенность, самозабвение, по замыслу Творца, соединяет в одной семье разных людей — мужчину и женщину — в нового человека. И плодом этого союза становятся дети. Не зря дети всегда считались благословением Божиим. Секс в связи с этим является существенным дополнением брачных, семейных отношений, наполняет их особой радостью и единением. Только в этом случае интимные отношения мужчины и женщины являются законными и благословленными Богом. Только такое, заложенное Творцом, основание секса помогает избежать душевных трагедий, эгоистического использования друг друга, нежелательной беременности.

— Известно, что у православных священнослужителей, как правило, большие многодетные семьи. С другой стороны, в православии есть путь монашества, где постулируется отказ от сексуальной жизни. В католичестве другая история — каждый священник дает обет безбрачия. Как сформировались столь разные подходы к сексуальной жизни человека в истории христианской церкви?

— Известно, что некоторые апостолы, ученики Иисуса Христа, через которых Он и основал церковь, имели семью. Например, апостолы Петр и Филипп. В дальнейшем жены стали их помощницами. Известный святой IV века Спиридон епископ Тримифунтский был женат и имел детей. В силу различных причин Восточное и Западное христианство развивались обособленно, Запад формировал свое особое понимание основ веры, что привело к разделению в 1054 г. на Православную Восточную и Католическую Западную Церковь. Еще до этого разделения на Западе постепенно развивалась идея несовместимости брака и священства. Но с середины XI века начинается централизованный запрет на брак у священников. Целый ряд общецерковных постановлений, совместно принятых до разделения церквей, утверждает право священнослужителей вступать в брак и, более того, правила святых апостолов не разрешают священнослужителям оставлять семейную жизнь даже ради духовных подвигов. Печально то, что истинной причиной введения безбрачия священства в Римской церкви были отнюдь не чрезмерные аскетические устремления, а вполне практический расчет руководства католической церкви — достичь максимального контроля над духовенством, лишив его всех личных привязанностей. В основе монашеского обета безбрачия лежит не отрицание достоинства брака самого по себе, а желание полностью посвятить себя служению Богу, пожертвовав семейным, земным счастьем.

— В Православной церкви сегодня широко представлена такая форма работы с детьми, как воскресные школы. Уделяется ли в них внимание такому аспекту, как половое воспитание? Как вообще церковь оценивает существующие в светском обществе реалии, связанные с половым воспитанием?

— В воскресных школах главный упор делается на духовно-нравственное воспитание детей. В определенном возрасте естественно раскрывается понятие семьи, роль мужчины и женщины, заложенные Творцом. Половая сторона развития человека — особая, интимная сфера, связанная с естественным, защитным чувством стыда. Это чувство свойственно чистой душе ребенка и называется целомудрием. Эта тема требует персонального подхода, поэтому семья ребенка является уникальной школой полового воспитания. Темы отношения полов также могут обсуждаться в частной беседе ребенка с духовником — священником, у которого он исповедуется. Вообще, православная духовность старается притормаживать, сдерживать сферу половых влечений человека, которая в силу своей власти над душой и телом может приводить к трагедиям. Раньше эта проблема решалась твердыми нравственными установками общества, трудовой занятостью и ранним браком. Чтобы не нарушить естественное устроение души, не следует выносить интимные вопросы на общественное обсуждение, например в школьном классе. Также недопустимо в раннем возрасте искусственно поднимать вопросы половых особенностей физиологии человека, интимных сторон семейных отношений. Если это имеет место в светской педагогике, то ничего, кроме негодования и протеста, у родителей это вызвать не может. Так насильственно вызывается интерес, который в детском возрасте заканчивается духовно-нравственными травмами души. Так разрушаются веками устанавливаемые барьеры, защищающие основания личности и семьи. Это еще один пример, когда наука без оглядки на нравственность и традиции, сформированные христианством, наносит непоправимый вред обществу. Ребенок эти стороны своей природы, естественно, узнает по мере взросления, через общение с родителями.

— Церковь всегда была активным борцом с абортами. Какая работа в этом направлении ведется сегодня? Почему аборт — это грех?

— Представители церкви постоянно поднимают тему абортов на разных уровнях. Так церковь уже несколько лет предлагает хотя бы исключить оплату абортов из средств фонда обязательного медицинского страхования. В 2015 г. подписано соглашение между Русской Православной Церковью и Минздравом РФ, по которому стороны договорились сотрудничать в профилактике прерывания беременности путем создания центров кризисной беременности, в участии представителей церкви в беседах с желающими прервать беременность, в размещении информации против абортов в медицинских учреждениях. При некоторых приходах церкви созданы центры поддержки материнства. Неравнодушные активные верующие объединяются в движения, выступающие против абортов, в поддержку традиционных семейных ценностей, защищают родителей от злоупотреблений органов опеки.

Беда нашего общества в том, что мы привыкли к абортам. По причине элементарной непросвещенности аборт в сознании большинства россиян не является страшным преступлением. Другая проблема в том, что в России молодежь в большей массе не готовят к семейной жизни и не воспитывают воздержания в половых отношениях. Но, наоборот, в молодежных СМИ пропагандируются сексуальная раскрепощенность, потребительство и безответственность. Защита молодежи от растления и ее воспитание должно стать стратегической задачей государства на всех уровнях власти.

— Как православие относится к гражданским бракам?

— То, что сейчас принято называть гражданским браком, православная церковь расценивает как общественный порок и считает блудным сожительством. Церковь признает брак, зарегистрированный в загсе, и при этом условии проводит обряд венчания.

Чем же брак отличается от блудного сожительства? Брак — это единство мужчины и женщины, стремящихся достичь любви через совместное проживание и рождение детей. Одно из первых испытаний на данном пути — открыто взять на себя ответственность за другого человека перед лицом близких людей и всего народа. В гражданском браке этого не предусматривается, один из партнеров может легко попользоваться другим и бросить. Душа от таких мытарств грубеет, становится бесчувственной. А это признаки смерти души.

— Что сегодня, по вашему мнению, происходит с институтом семьи в современной России и в мире?

— Взращивать любовь в семье — это труд. И труд жертвенный. К сожалению, мало в настоящее время тех, кто, желая создать семью, готовится к этому труду. Понятия любви и секса у большинства молодых людей не различаются, поэтому часто браки создаются ради секса, а не ради настоящей любви. Люди не готовы уступать, прощать, терпеть слабости друг друга, отказывать себе в удовольствиях, искать компромиссы. Поэтому многие браки заканчиваются сегодня разводами, распространены измены, нередко ребенка воспитывает одна мама. Соответственно дети из неполных семей в своей взрослой жизни повторяют ошибки родителей. Пьянство и инфантильность также вносят свой вклад в разрушение семьи.

И это характерно не только для России. Современное западное общество также переживает серьезные катаклизмы, затрагивающие семью. Отказ от христианства, как источника нравственности, привел Европу к подрыву традиционных ценностей: «родителями» могут быть двое мужчин или две женщины, ювенальная система запугала родителей, повсеместно легализуются однополые браки. Можно предположить, что на смену европейской христианской семье в ближайшие десятилетия придет европейская многодетная мусульманская семья.

— Что вы посоветуете тем, кто ищет любви и не находит ее?

— Прежде всего, надо помнить, что любовь — это дар Божий, и к его принятию надо духовно дорасти, созреть, укрепить свое сердце. Некоторые страдания на этом пути вполне естественны. Надежда, терпение, благодушное преодоление одиночества, воздержание от случайных половых связей, забота о родных и близких помогут их успешно преодолеть. Без веры в Бога в наше время часто невозможно пройти многие соблазны легкой, доступной, быстрой, сжигающей, но не греющей «любви». Особенно трудно сберечь в наше время главные сокровища души и тела — чистоту и верность, но лишь они имеют истинную цену. Не продавайтесь за «гроши» блудному сожительству, и тогда ваша крепкая семья будет наградой от Бога за труд любви.

Иллюстрации: 

По словам священника Cпасского храма Иркутска иерея Павла Телегина, православная духовность старается притормаживать, сдерживать сферу половых влечений человека, которая в силу своей власти над душой и телом может приводить к трагедиям
По словам священника Cпасского храма Иркутска иерея Павла Телегина, православная духовность старается притормаживать, сдерживать сферу половых влечений человека, которая в силу своей власти над душой и телом может приводить к трагедиям