Лучшая среди учителей

В столице Приангарья уже в десятый раз прошел городской форум «Образование Иркутска».

В его рамках в этом году провели 29 муниципальных конкурсов профессионального мастерства, в них участвовало почти 800 конкурсантов из 124 образовательных учреждений. В конце прошлой недели стали известны результаты одного из важнейших интеллектуальных состязаний. Звание «Учитель года» присудили Ольге Клычниковой — преподавателю математики высшей квалификационной категории из иркутской школы № 11.

О том, как меняется школа, как заинтересовать детей математикой и кому она может пригодиться после учебы, рассказала победительница конкурса «Учитель года — 2015» Ольга Клычникова.

— Ольга Александровна, вы впервые участвовали в таком конкурсе? Что помогло вам победить?

— Да, впервые. Было сложно, участники очень сильные. Порадовало, что среди соперников были молодые и амбициозные учителя. До последнего момента интрига сохранялась. К тому же мы не знали, как выступают другие участники. Кроме самопрезентации, мастер-класса, проходивших на сцене в общем зале, были и другие задания, на которых присутствовало только жюри. Например, надо было провести классный час и урок, причем не в своей школе, не со своим классом. Мне позвонили в понедельник, сказали, что в среду я веду урок по квадратным уравнениям в 8-м классе школы № 15. Во вторник мы на мероприятиях были весь день, так что на подготовку времени почти не было. Справиться со всеми заданиями мне помог мой педагогический стаж — 22 года, все это время я обучала детей в школе № 11. У меня были очень хорошие наставники.

— Как изменилась школа за эти 20 с лишним лет?

— В ней прошел капитальный ремонт. (Улыбается.) Да многое поменялось и продолжает меняться: учебники, программы обучения, формы сдачи экзаменов. С этого года ввели экзамены по математике на профильном и базовом уровне. Последний попроще, он для тех детей, кому математика для дальнейшего обучения не так важна, кто выбрал для себя гуманитарную специальность или естественно-научную сферу, и вместо того чтобы часами корпеть над учебниками по алгебре и геометрии в выпускных классах, может больше времени уделить другим дисциплинам. Это нужное нововведение. Кроме того, изменилась психология детей и их родителей.

— А престиж профессии учителя изменился, стал выше оцениваться?

— В плане заботы правительства — да, государство повернулось к нам лицом, материальное положение педагогов по сравнению с 90-ми годами улучшилось. Но отношение родителей учеников к учителям, увы, стало хуже. Раньше уважения к нашей профессии было больше, а сейчас к педагогам относятся как к обслуживающему персоналу. Конечно, многое зависит от того, как себя поставишь, надо уметь работать и с детьми, и с родителями.

— Если говорить о реформах в образовании, в частности о ЕГЭ, я заметила, что многие учителя вначале негативно отнеслись к нему, а сейчас их мнение поменялось. Почему?

— Потому что нам пришлось измениться самим, прежде чем учить детей по другим требованиям, федеральным стандартам. А это сложно. Если раньше мы учили математику по принципу «смотри на меня, делай как я», то теперь ученики должны сами выводить формулу, находить ей применение. Преподаватель же выступает в роли консультанта и организатора. Детей надо научить самостоятельно добывать знания, работать с книгой и другими информационными ресурсами.

— Такими методами обучали только в вузах...

— Раньше дети выходили из школы и оказывались не приспособлены к реалиям, сейчас все по-другому. Если даже сравнить старые учебники и современные, то мы увидим разницу в описании задач. Теперь в них больше жизненного порядка — в условиях говорится о кредитах, каких-то других финансовых расчетах.

— Что вы делаете, чтобы ученики заинтересовались вашим предметом?

— Показываю, что математика полезна, важна, что быть умным — это модно в современном мире. Я применяю исследовательский метод на своих уроках. Например, изучаем мы с детьми число Пи. Если я просто скажу, что оно равно 3,14, это не запомнится. А вот когда я раздаю ученикам вырезанные деревянные кружочки разных размеров и они с линейкой измеряют их, высчитывают число Пи, они эмпирическим путем узнают, чему равно отношение длины окружности к длине ее диаметра, и хорошо запоминают урок.

— Есть мнение, что за пределами школы математика не нужна, кроме элементарных знаний по сложению, вычитанию, умножению и делению. Логарифмы, пределы, интегралы — это все человеку, не связанному профессионально с миром высшей математики, не пригождается.

— Я так не считаю, математика играет важную роль в нашей повседневной жизни. Практически в любой образовательной сфере она нужна: химия, физика — там тоже формулы и расчеты. А с помощью интегралов можно находить площадь объемов тел, фигур. Приведу пример практического применения математики: дачный участок у соседа прямоугольной формы и визуально выглядит больше, чем, скажем, ваш участок в форме квадрата, но это не так, так как площадь квадрата больше. Квадрат — оптимальная форма четырех-угольника, это доказано математиками. Зная такие вещи, уже не попадешься на обман при продаже тех же участков земли.

— А вам вне школьной жизни математика пригождается часто?

— Да. В магазинах меня продавцы не могут обмануть в расчетах; когда в доме идет ремонт, я быстро все подсчитываю. И как-то помогла дочке рассчитать ипотеку, подобрать лучшие условия.

— Когда приходите домой, выключаете режим учителя?

— Стараюсь. Но мне иногда все равно говорят: «Мама, ты не в школе». У меня уже взрослые дети, внуку скоро 5 лет будет. Когда я общаюсь с учениками, проецирую на них образ своих детей, это помогает лучше понять ребенка. Прежде чем сказать замечание ученику, думаю: а как бы я это преподнесла своей дочери? Обидела бы ее тем самым? Эти мысли помогают сдерживаться, быть терпеливее.

— Учителя ведь не только учат, они и сами должны учиться. Что нового вы узнали за последнее время?

— Когда я сама училась в школе, не планировала возвращаться в нее в качестве учителя, знала, что это тяжкий труд. Окончила математический факультета ИГУ, работала в вычислительном центре одного предприятия, но оно закрылось, как и многие другие организации в 90-х годах. Так я осталась без работы; и когда в школе № 11 появилась вакансия учителя математики, конечно, согласилась. Школьный мир затянул меня с головой в новую жизнь, и я давно уже не помышляю о работе в другой сфере. Я читаю много книг по детской и подростковой психологии. Готовясь к конкурсу, узнала из новой литературы интересные фишечки для общения с детьми. Разные игры, вопросы с заковырочками помогают приобщать ребенка к предмету, располагают его к учителю.

— А не бывает скучно от монотонности в работе?

— Нет, мне нравится моя работа, это постоянный творческий процесс. Каждый урок отличается от предыдущего; многое зависит от атмосферы в классе, от погоды, времени суток... Учитель как актер на сцене; если проводить скучные уроки, дети почувствуют твое отношение к предмету, к ним. На занятиях стараюсь, чтобы дети больше говорили, причем грамотно и красиво. На наших уроках бывают даже споры между учениками, но это хорошо, ведь это значит, что они рассуждают, думают, учатся доказывать свое мнение.

— Говорят, учитель — это призвание. Я так скажу — это образ жизни. Я работаю в 2 смены, с 8 утра и до 6 вечера. Поэтому все, на что меня еще хватает, — это моя семья, дом, летом еще и дача. Мне нравится водиться с внуком; если есть время, выгуливать нашего старого пса; читать детективы и классическую литературу. С помощью книг можно переключиться, отдохнуть. Я люблю «Собачье сердце» Булгакова, могу бесконечно перечитывать фразы из этой книги.

Мы спросили у иркутян: «Какого учителя вы помните со школьной поры?»

Наталья:

— Я 5 лет назад окончила школу в Ново-Ленино, поэтому еще помню всех своих учителей. По соседству живет моя бывшая учительница математики Вера Витольдовна Косарева. Она очень внимательный и понимающий педагог, благодаря ее урокам я до сих пор помню что-то из математики.

Валентина Николаевна:

— Та деревня, где я жила, уже давно не существует, как нет и моих учителей — мне самой уже 76 лет. По именам-фамилиям я их не помню, но дома в альбоме есть фотокарточка 6-го класса, на ней с нашим классом все учителя. Есть там муж с женой, преподававшие нам немецкий язык, — этот предмет мы хорошо знали.

Евгений:

— Я никого не помню из своей школы в Жилкино. Честно скажу, когда учился, только и думал о том, чтобы скорее учеба окончилась. Больше всего мне нравились труды и сам трудовик; хоть я его имени не запомнил, был мировой мужик.

Мария:

— Я училась в иркутской школе № 53, хорошо помню свою классную руководительницу Татьяну Федоровну Назарову. Она хоть и требовательная, строгая, но справедливая учительница. Еще всегда с благодарностью вспоминаю учителя русского и литературы Елену Дмитриевну Привалихину. Я гуманитарий и всегда любила ее предметы.

Наталья:

— В средней школе классной руководительницей у меня была Наталья Михайловна, она же учила иностранному языку. Ее все любили, она очень добрая, отзывчивая, никогда не занижала оценки. Понимала, если кому-то не давался иностранный язык, и не занижала самооценку учеников. У таких учителей всегда легко учиться.

Материалы в тему: 

Двое жителей Усолья-Сибирского украли 11 шпал, чтобы сделать забор

Ангарские транспортные полицейские 20 мая 2014 года задержали двух жителей Усолья-Сибирского, укравших 11 шпал, чтобы сделать забор. Как сообщает пресс-служба Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, железнодорожники проводили ремонтные работы по замене полотна. На время отдыха, материалы ск...
baikalpress_id:  102 852