Левые бабки

Правительство области намерено навести порядок в учете перевозок пассажиров-льготников в общественном транспорте

«Да вы что, какие поездки — я из дома много лет не выхожу. С ногами проблемы, со зрением совсем плохо, вот вижу только ваш силуэт… Какая мне теперь улица — в квартире не заблудиться бы…» — такими словами встретила 82-летняя иркутянка, инвалид 2-й группы Аграфена Михайловна сотрудников министерства социального развития, опеки и попечительства области, пришедших к ней домой с проверкой условий жизни. «Я проездной на июль-то купила, но, как шейку бедра сломала, так и не пользовалась им ни разу», — сообщила 83-летняя пенсионерка Эмилия Андреевна. Сотрудники министерства соцразвития побывали с проверкой у 10 льготников, которые, по отчетам перевозчиков, полностью использовали свой социальный проездной билет. Половина из них — 5 человек — заявили, что не покупали этого документа, потому что из-за своих болезней даже не планировали поездок. Однако перевозчики за «левых», то есть несуществующих, пассажиров компенсацию от правительства региона получили в полном объеме.

В Иркутской области проводится проверка жизненных условий льготников — ветеранов и инвалидов войны, вдов погибших и умерших ветеранов. Специалисты обследуют жилищно-бытовые условия, наличие предметов первой необходимости, выясняют, какая нужна помощь. Спрашивают, какими льготами пользуются пожилые люди, в том числе покупают ли единый социальный проездной билет. Во время проверок выясняются любопытные вещи: оказывается, больные, многие лежачие старики... активно разъезжают по городу. Каждый день по многу раз. Как такое возможно, спросите вы.

— Я социальным проездным пользовалась, пока не случилась эта беда, — рассказывает Эмилия Андреевна. — Брала билеты, ездила на дачу. И на июль заранее купила. А в июне сломала ногу и все лето дома пролежала.

Однако в отчетах автотранспортных предприятий Эмилия Андреевна весь июль ездила. Более того, она купила проездной на август и тоже по нему ездила. В журнале напротив ее фамилии даже стоит подпись пенсионерки.

— Мне 82 года, инвалид 2-й группы, никуда не выхожу я, — рассказывает Аграфена Михайловна. — Сестра приезжает постирать да в магазин сходить. Уже много лет ноги не ходят, изредка с тросточкой до двери еле-еле дохожу. После похорон сына с глазами проблемы стали — плохо вижу, силуэты одни. Проездной? Зачем он мне? Я никуда не езжу.

Однако по отчетам владельцев автотранспортных предприятий — Аграфена Михайловна не перестала покупать льготный проездной, делает это каждый месяц, расписывается в журнале и регулярно ездит по своим делам.

Из десяти льготников, которых посетили сотрудники министерства социального развития, опеки и попечительства только за один день, пять человек не пользуются ЕСПБ в силу разных причин — в основном по болезни. Но есть и такие, как Эмилия Андреевна, которые купили его, но никуда так и не поехали.

Мне кажется, что автоперевозчики жульничают. Не исключено, что их действия подпадают под статью «Мошенничество» УК РФ. Но даже если это не так с юридической точки зрения, то с житейской они поступают, мягко говоря, некрасиво.

Мотив их действий понятен — получение максимальной прибыли. Откуда пенсионерка узнает, что кто-то за нее купил билет и расписался в журнале, если она из дома-то не выходит? А деньги за нее получить можно. 210 рублей в месяц компенсирует правительство за каждого пенсионера иркутским перевозчикам, в год выходит уже 2520 рублей. А сколько таких «мертвых душ» в журналах — сотни, тысячи?

Чтобы не платить владельцам транспорта за несуществующие поездки, правительство Иркутской области внесло изменения в свое постановление № 521. Они действуют уже с 1 октября. Напомним, теперь по льготным проездным билетам в городском транспорте можно будет проехать 30 раз, а в пригородном — 20. Именно за такое количество поездок выплатит компенсацию перевозчикам правительство региона. А за 31-ю и последующие поездки льготники будут платить сами — по установленному тарифу.

Что изменилось для льготников кроме твердо установленной границы поездок? Вид проездных.

В разных городах региона это или электронный проездной, или вместо одной бумажки на весь месяц — 30 отрывных талончиков с указанием имени, отчества, фамилии. За одну поездку пассажир отдает водителю или кондуктору один талончик.

Что изменилось для владельцев автотранспортных предприятий? Форма отчета. Теперь размер компенсации от правительства напрямую будет зависеть от количества поездок. Это или информация с электронных считывающих устройств, или — как в Иркутске — количество сданных отрывных талончиков. Раньше как было? Например, в июле Мария Ивановна и Петр Матвеевич купили льготные проездные. Марья Ивановна съездила в гости к внуку 5 раз — это 10 поездок, а Петр Матвеевич в поликлинику 16 раз — это 32 поездки. Перевозчики получили компенсацию за каждого из них как за 30 поездок — всего за 60, хотя по факту пенсионеры проехали всего 42 раза. А теперь Мария Ивановна отдаст водителю 10 талончиков, а Петр Матвеевич — все 30, перевозчик сдаст эти 40 талончиков и получит компенсацию только за них, за реальные 40 поездок.

Понятно, что расставаться с легкими деньгами, которые они получали много лет за просто так, владельцы транспорта не хотят — они же привыкли. И прозрачная форма отчетности для них нож острый. Им не хочется, чтобы в правительстве региона увидели подлинную картину — кто из внесенных в реестр льготников действительно ездит и сколько раз, а кто не пользуется этой мерой соцподдержки в течение долгого времени.

Министерство социального развития Иркутской области продолжит проверку условий жизни граждан, имеющих право на льготы. Сотрудникам предстоит обойти более 1000 ветеранов. И среди вопросов обязательно будет звучать такой: «Вы покупаете льготный проездной, как часто им пользуетесь?»

А полученную информацию по фактам нарушений, таких как подделка подписей, приписки несуществующих покупок проездных, министерство социального развития Иркутской области намерено передать в правоохранительные органы.

На момент сдачи номера в Иркутске выявлено 17 человек, которые в силу тяжелых заболеваний не пользуются льготным проездным билетом, однако числятся в документах, представленных перевозчиками.

В частности, среди активных пассажиров значится пенсионерка 1926 года рождения, инвалид 3-й группы, которая на самом деле не выходит на улицу, получая выплаты на дому; мужчина 1928 года рождения, страдающий заболеванием ног, указан в реестре за июнь; женщина 1926 года рождения, неходячая, инвалид 3-й группы, и так далее.

Иллюстрации: 

«Какие проездные — я из дома много лет не выхожу», — с удивлением говорит Аграфена Михайловна
«Какие проездные — я из дома много лет не выхожу», — с удивлением говорит Аграфена Михайловна
По отчетам перевозчиков, Аграфена Михайловна каждый месяц покупает социальный проездной, расписывается за него в журнале и регулярно ездит по своим делам
По отчетам перевозчиков, Аграфена Михайловна каждый месяц покупает социальный проездной, расписывается за него в журнале и регулярно ездит по своим делам
Загрузка...