Лекция на цыпочках

Иркутяне прослушали размышления Николая Цискаридзе о русском балете в режиме онлайн

Во вторник, 16 февраля, в иркутской библиотеке имени И.И.Молчанова-Сибирского прошел видеолекторий из цикла «Знание о России» на тему «Русская балетная школа: традиции и современность». Приурочен он был к 135-летию со дня рождения величайшей балерины XX века Анны Павловой и к 80-летию народного артиста СССР Мариса-Рудольфа Лиепы. А лектором выступил артист балета и балетный педагог, народный артист России, ректор Академии русского балета имени А.Я.Вагановой Николай Цискаридзе. Мероприятие транслировалось в онлайн-режиме из Президентской библиотеки Петербурга одновременно по всему миру. В Иркутске посмотреть на именитого лектора и лично задать ему свои вопросы могли все желающие. Журналист «Пятницы» тоже побывала на лекции известного артиста.

— Мы пришли, чтобы посмотреть на Цискаридзе, потому что сами занимаемся танцами, — весело прощебетали девочки лет 11, удобно усаживаясь в креслах. — Сейчас мы учимся в студии танца «Мотылек», и нам нравится. Возможно, будем поступать в балетное в Санкт-Петербурге. Правда, это будет еще не очень скоро. 

Во время онлайн-встречи Николай Цискаридзе рассказал об уникальных традициях русской балетной школы и современных тенденциях развития балетного образования в стране и мире. В свойственной ему манере говорил о методах подготовки будущих артистов балета, особенностях преподавания и своей балетной практике. 

Хорошо известно, что Москва и Санкт-Петербург давно уже борются за право быть главными «законодателями мод» в балете. Поэтому на лекции одного из корифеев танца, возглавившего после московской петербургскую балетную школу, неизбежно возник вопрос зрителей, приверженцем какой школы он сам является.

— Невероятно, но этот вопрос меня просто преследует, я даже устал постоянно на него отвечать! Давайте договоримся, что я его больше не услышу, — широко улыбнулся народный артист. — Как-то на показе в Москве я на максимуме исполнил один трудный элемент, за что заслужил реплику одного из мастеров балета: «Вот это, коллеги, истинная петербургская школа». Я тогда вынужден был поправить уважаемого мэтра: «Это не петербургская и не московская школа, это твердо выученный и отшлифованный у балетного станка элемент танца». Даже сейчас могу запросто встать и скрутить 32 фуэте — это выучка, выдрессированность, на которой можно строить все что угодно.

Показывать фуэте Цискаридзе не стал, но очень развернуто ответил на все вопросы слушателей. У иркутян вопросов не возникло, но с лекции все вышли одухотворенными.

— У меня к Цискаридзе профессиональный интерес, так как работаю завкафедрой хореографии Иркутского педагогического колледжа, и мне интересна организация процесса хореографической подготовки студентов, — рассказала педагог Татьяна Калашникова. — Хотелось бы больше услышать про обучение, как они работают с выдающимися студентами или, наоборот, с отстающими. Развитие творчества. А вообще, было очень интересно посмотреть и послушать исполнителя такого уровня.

Студентка хореографического отделения Иркутского педагогического колледжа Анастасия Хижаева уже точно решила, что свое будущее свяжет с хореографией.

— Было интересно послушать Николая Максимовича, — поделилась девушка. — Он умный и талантливый человек, интересно рассуждает. И я в очередной раз убедилась, что классика — это основа всего, без нее невозможно дальнейшее развитие человека как профессионала. 

Сотрудники Молчановки отмечают, что лекторы такого уровня нередко устраивают онлайн-трансляции. А зрители приходят не только с профессиональным интересом, но и просто посмотреть на известную личность, ведь не так часто столичные звезды добираются до Приангарья. 

Это все о нем

Николай Цискаридзе (родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси) — российский артист балета и педагог, солист балета Большого театра в 1992—2013 годах, народный артист России (2001), народный артист Северной Осетии, дважды лауреат Государственной премии России (2001, 2003), трижды лауреат театральной премии «Золотая маска». Член Совета при президенте РФ по культуре и искусству (с 21 июля 2011 года). 28 октября 2013 года в нарушение установленной процедуры приказом Минкультуры был назначен и. о. ректора Академии русского балета имени Вагановой, 29 ноября 2014 года избран ректором; при этом изменилась сама структура управления этим учебным заведением.

Иллюстрации: 

В этот вечер в отделе электронных ресурсов библиотеки имени Молчанова-Сибирского собрались люди разного возраста. «Балет — искусство, понятное без перевода, он всегда приковывает взгляды зрителя. А нашей российской балетной школе, основанной на классическом танце, нет равной в мире. Ей без малого 300 лет. Привнесли балет на нашу почву французы, затем обогащали его вместе с итальянцами — и все равно вершиной остается русская балетная классика, полетная и несравненная. И достичь высот в искусстве танца можно только через отточенное ремесло русской классики, через танец на пальчиках, это тяжелый труд», — поделился своими мыслями со слушателями народный артист Николай Цискаридзе
В этот вечер в отделе электронных ресурсов библиотеки имени Молчанова-Сибирского собрались люди разного возраста. «Балет — искусство, понятное без перевода, он всегда приковывает взгляды зрителя. А нашей российской балетной школе, основанной на классическом танце, нет равной в мире. Ей без малого 300 лет. Привнесли балет на нашу почву французы, затем обогащали его вместе с итальянцами — и все равно вершиной остается русская балетная классика, полетная и несравненная. И достичь высот в искусстве танца можно только через отточенное ремесло русской классики, через танец на пальчиках, это тяжелый труд», — поделился своими мыслями со слушателями народный артист Николай Цискаридзе