Купить нельзя, учиться

Несмотря на ужесточение правил регистрации, в Приангарье увеличилось количество автошкол

Попытавшись прищучить недобросовестные учебные заведения ужесточением норм технического оснащения и учебной программы, правительство спровоцировало рост автошкол. Вместо 150 организаций по области на сегодняшний день, по данным ГИБДД, обучение по водительским категориям предлагают 184 школы, и во многих необходимое оборудование значится лишь на бумаге.

Убийственная экономия 

Последние несколько лет общественность будоражат громкие ДТП, да и само их количество ужасает и заставляет задуматься, стоит ли вообще садиться за руль. На дорогах Иркутской области в 2015 году погибло почти 500 человек, 14 000 — по всей России. Подавляющее большинство аварий происходит по вине водителей.

Часто люди так комментируют очередное происшествие: «Купил права и ездит как попало!» Иногда в этом есть доля правды. «Права за 1 месяц!», «Теория — бесплатно» и другие объявления вызывают недоумение — чему можно научить бесплатно или за 1 месяц? Скорее всего, это лишь уловка с целью сэкономить. За ту же стоимость обучения надо меньше платить преподавателям, если курс в 2—3 раза короче обычного, да и содержать меньше кабинетов… А можно вообще просто так выдать права, не затратив ни копейки на подготовку водителя. Именно так и работают схемы покупки прав — через автошколы и нечестных инструкторов. Из-за тех, кто ставит зарабатывание денег выше законов, справедливости и чужих жизней, страдают и ни о чем не подозревающие студенты автошкол.

Один из громких скандалов разгорелся в Краснодаре осенью прошлого года — там из-за недобросовестности автошколы пострадали 1500 начинающих водителей. Школа потеряла лицензию, но продолжала обучать студентов, не имея на это права, а свидетельства об окончании курсов оформляла задним числом. Выпускники благополучно сдавали экзамены в ГИБДД, не подозревая, что их права будут недействительными. ГИБДД пока не везде успевает проверить автошколы на соответствие законодательству и образовательным нормам. Но трудно поверить, что все иркутские автошколы соответствуют новым стандартам.

Выбираем с умом

По запросу «автошкола» интернет-поисковик только по Иркутску выдает больше 70 организаций, некоторые из них — филиалы автошкол. У школы может быть несколько классов в разных частях города, а автодром может быть вообще один на несколько компаний. По договору автошколы города объединяются для создания общей технической базы, а по факту ни у кого из таких «учителей» нет полноценного оборудования.

«Теория была хорошая, и вместо положенных 106 часов было где-то 40. Мне этого хватило, однако во время практики ездить пришлось на малиновой «девятке» — и, опять же, вдвое меньше положенного», — пишет учащаяся одной из автошкол о своих приключениях. Другой комментарий объясняет, как живут автошколы с бесплатной теорией: «Внутренний экзамен сдать с первого раза нереально! Приходится брать платные занятия для получения допуска к экзамену… В течение учебы было заметно, что инструкторы даже не стремились помочь в учебе, где-то подсказать и т. д. Зато спросить телефончик и расспросить про личную жизнь — это у них в порядке вещей…»

— Реформа должна была улучшить ситуацию, а на деле только кипу бумаги извели. Четыре школы учат ездить на одном автомобиле. В классах кроме белой доски и маркеров нет ничего, — описал ситуацию директор сибирского федерального центра «Автомобилист» Геннадий Кабанов, преподаватель со стажем более 40 лет. — Условия действительно ужесточились: для категорий С и D должны быть узлы и агрегаты, схемы. А у нас стен не хватает в коридоре и классах, чтобы все развесить. Тренажеры, оборудованные камерами автомобили, автодром асфальтированный — у большинства этого нет, а у ГИБДД нет столько людей, чтобы проверить наличие всего этого. Раньше привлекали к проверкам автошкол их же директоров, инспектировали друг друга. Сейчас и такой практики нет.

«Автомобилист» уже 20 лет готовит водителей, выполняя все современные требования; имеет в своем личном автопарке машины, оборудованные всей необходимой для экзамена техникой, и автодромом площадью 2,4 гектара, с системой ГЛОНАСС.

При выборе автошколы на такие вещи нужно обратить внимание раньше, чем на стоимость обучения, ведь ценой купленных прав может стать человеческая жизнь.

Иллюстрации: