Кухня народов со вкусом детства

Представители разных культур продемонстрировали шедевры национальной кухни
Текст: Александра Бабкина , Фото: Дом народного творчества , Окружная правда , № 43 от 18 ноября 2021 года , #Общество
В тёплой и дружной атмосфере каждый из гостей программы рассказал о традициях своей семьи, культуры, а также приготовил национальное блюдо.
В тёплой и дружной атмосфере каждый из гостей программы рассказал о традициях своей семьи, культуры, а также приготовил национальное блюдо.

— У каждого из нас есть семейная традиция, которая является тем зерном, передающимся каждому поколению, что ценно и незаменимо. Наши гости были открыты и с удовольствием рассказывали о своей культуре, — поделилась Людмила Герда, директор Иркутского областного Дома народного творчества.
— У каждого из нас есть семейная традиция, которая является тем зерном, передающимся каждому поколению, что ценно и незаменимо. Наши гости были открыты и с удовольствием рассказывали о своей культуре, — поделилась Людмила Герда, директор Иркутского областного Дома народного творчества.
Участница Евгения Филиппова приготовила национальное блюдо голендров —  свадебные пироги (вареники).
Участница Евгения Филиппова приготовила национальное блюдо голендров — свадебные пироги (вареники).

Дом народного творчества впервые снял программу «За одним столом». В тёплой и дружной атмосфере гости – представители разных национальностей – рассказали о традициях своей семьи, культуры. А какой стол без угощения? Каждый участник с удовольствием приготовил национальное блюдо, среди которых были бурятская, татарская, армянская кухня и кухня голендров.

Ценное зерно

Все мы знаем, что кухня – это не только еда, а также интересный и ответственный процесс. Если вспомнить детство, многие из нас готовили национальные блюда вместе с любимой бабушкой, пели песни своего народа и от неё узнавали много нового о традициях своей культуры. Поэтому все гости программы испытывали особенный трепет, так как блюда готовили по семейным рецептам, передающимся из поколения в поколение.

Как рассказала Людмила Герда, директор Иркутского областного Дома народного творчества, кухня каждого народа имеет свои особенности, исходя из национальности и места начального проживания, где были доступны те продукты, из которых образовалась национальная кухня. Например, буряты издревле всегда ели сытную и калорийную пищу, которая им помогала выжить в суровых условиях. Проживающие в нашем регионе переселенческие народы голендры до сих пор сохраняют свои традиции. Например, они не едят мясо.

Несмотря на то, что все участники программы являются сибиряками, каждый из них сохраняет свои традиции, быт и кухню своих предков.

— У каждого из нас есть семейная традиция, которая является тем зерном, передающимся каждому поколению, что ценно и незаменимо. Наши гости были открыты и с удовольствием рассказывали о своей культуре, – поделилась Людмила Анатольевна.

Священный саламат

Гость программы Леонид Будаев, артист государственного ансамбля песни и танца «Степные напевы», приготовил национальное священное бурятское блюдо саламат. В Усть-Ордынском округе знают, что он является древним блюдом и своё начало берёт со времён Чингисхана. Раньше его готовили из сметаны и мучнистой массы из высушенных корней различных съедобных растений, сегодня вместо этого применяют муку. Это блюдо является не только сытным, но и полезным за счёт высокого содержания белка.

Буряты относятся с особенным трепетом и уважением к этому блюду, неслучайно оно является «белой пищей».

– В нашей культуре все молочные продукты, «белая пища», являются священными, потому что приготовлены из молока, – поделился Леонид Будаев.

Если раскрыть философию, то станет понятно, почему саламат является священным. Когда на свет рождается ребёнок, первая пища, которую он получает, – материнское молоко, благодаря которому он растёт и развивается.

Интересно то, что изначально слово саламат произошло от восточных славян, что означало мучная каша, заваренная кипятком. Сегодня это название саламат сохранилось у западных бурятов, а восточные буряты это блюдо называют зоохэ.

Раньше в бурятской культуре саламат подавали каждому гостю в отдельной пиале, сегодня чаще на столе стоит одна пиала, из которой гости берут саламат ложкой. Но сохранилась традиция, которую нельзя нарушать, – так «белой пищей» первым угощают духа огня. Во время приготовления блюд многие их гостей рассказали, что уже готовили это блюдо, что говорит о его популярности.

Саламат готовится быстро, и для этого используют только три продукта: домашнюю сметану, муку и воду. После того как Леонид Будаев приготовил блюдо, он начал играть на бурятском национальном духовом инструменте лимбэ, а гости в это время пробовали священное блюдо, погружаясь в степные просторы и самобытность бурятского народа. Также Леонид продемонстрировал игру на варганном инструменте хомус и красивое горловое пение каргыраа.

Прищемить начинку

Татарское национальное блюдо кыстыбый приготовила Марина Беклемишева, ведущая и журналист АИСТ ТВ. Слово кыстыбый произошло от татарского слова защемлять, что значит сложенной вдвое лепёшкой защемить начинку, в качестве которой чаще всего добавляют картофельное пюре. Также это блюдо широко известно в башкирской и чувашской культуре.

– Это блюдо из моего детства. Когда я была маленькой, меня, моих сестёр и братьев на лето отправляли в деревню к бабушке с дедушкой. Так как детей было много, бабушка всегда готовила блюдо кыстыбый. Дедушка растапливал печь, которая являлась центральным местом в доме. Печь была настолько сильно растоплена, что мы все были красные, и бабушка готовила большую стопку лепёшек, которую мы быстро с большим удовольствием съедали.  Также бабушка готовила татарский суп с клёцками – чумар и пирог с мясом – бэлиш, – рассказала Марина Беклемишева.

Для ведущей это событие было особенно волнительным и уносило в детские воспоминания, так как после смерти бабушки Марина впервые одна готовила кыстыбый.

– Для меня татарская кухня ассоциируется с домашней и тёплой обстановкой, где семья собирается за одним большим столом. Несмотря на то, что татарские блюда готовятся из простых и доступных продуктов, в которых присутствует много теста, в то же время они очень вкусные и ароматные, – поделилась ведущая.

Также Марина Беклемишева отметила, что территория Сибири является многонациональной, поэтому люди должны чаще говорить о своём народе, кухне, традициях. Благодаря этому мы возвращаемся к истокам нашей культуры, о чём в повседневной жизни часто забываем. Несмотря на то, что мы все разные, при этом мы все вместе.

Шароц и шакшука

Бренд-шеф Артур Мартиросян приготовил сладкий армянский десерт шароц, без которого не обходится новогодний стол. Слово шароц с армянского языка переводится как цепочка.

Издревле армяне для приготовления пищи использовали продукты, которые можно быстро приготовить на солнце. Они не портятся и долго хранятся. Вот так и был придуман шароц.

– Шароц является целой культурой приготовления во время предновогодних праздников. Он требует особого труда. По традиции дети нанизывают каждый очищенный орешек на нитку. Затем взрослые собирают собранные орехи в бусы и подвешивают для подсушивания, – рассказал Артур Мартиросян.

После этого шеф-повар окунул несколько раз вязку орехов в секретный соус с гранатовым соком. Благодаря такой консервации шароц может храниться около года при определённых температурах.

– Воспоминания о детстве вызывают тёплые и радостные чувства. Например, мамины руки, которые с теплом приготовили блюда. Когда приезжаю к ней, она готовит замечательное еврейское блюдо шакшуку, что значит жареные яйца с овощами. Когда ешь это блюдо и ощущаешь запах специй, сразу погружаешься в детство, – поделился бренд-шеф.

Каждое национальное блюдо несёт в себе историю и культуру народа. Специи в армянской кухне имеют первостепенную важность, подчёркивают все ингредиенты, лежащие в основе блюда.

Как рассказал шеф-повар во время совместного приготовления национальных блюд, он узнал, что если во время приготовления еды использовать любую муку после года хранения, то пища получится намного вкуснее и полезнее.

На вопрос, что является единством сибирского народа, Артур Мартиросян поделился:

– Для меня Сибирь – вторая моя родина, которую я люблю. Единство сибирского народа заключается в силе и понимании того, что Сибирь имеет свою богатую историю и культуру.

Свадебные вареники

Во время приготовления блюд всех гостей удивила одна из основательниц кафе-пекарни «Жито» Евгения Филиппова. Участница приготовила национальное блюдо голендров – свадебные пироги (вареники).

Удивительный народ голендры в 1908 году прибыли по столыпинской реформе с Западного Буга в Заларинский район. Слово голендры с немецкого языка переводится как голландцы. По приезде на Пихтинском участке они основали три деревни и назвали, как на далёкой родине, – Замустече, Новыны и Дахник, но официально они называются Пихтинск, Среднипихтинский и Дагник. Голендры удивительны тем, что жители каждой деревни отличаются по характеру, по взглядам на жизнь и по нацио-
нальной кухне.

Евгения Филиппова приготовила свадебное блюдо, которое у русского народа называется вареники. Особенность этого блюда в том, что сначала делаются души – начинка из пихтинской голендровской черёмухи и творога или сыра, затем тело – тесто из цельнозерновой муки. Слепленные вареники томят в домашних сливках с добавлением топинамбура. После того как гости попробовали это блюдо, они отметили, что оно одновременно сладкое и горькое, равно как и в жизни присутствует горечь и сладость.

– В нашей деревне проходят свадьбы по древним традициям и обязательно три дня. Когда на свадебный стол выносят особенные блюда, их сопровождают под песни и аплодисменты. Поэтому голендровские вареники являются важным свадебным блюдом, – рассказала участница программы.

Объединившись за одним столом, гости программы отметили, что благодаря многонациональной стране народы могут учиться друг у друга новому. Чтить свои традиции, обычаи и уважать другие. Вместе мы можем многое сделать и познать.

Сладкий армянский десерт шароц, без которого не обходится новогодний стол.
Сладкий армянский десерт шароц, без которого не обходится новогодний стол.