Куда девать джинсы?

Жительница Саянска Виктория Циглер из поношенной ткани мастерит удивительные вещи, завоевывая призы на международных выставках.

Джинса — материал настолько универсальный, что из нее можно шить одежду, украшения для интерьера, использовать для творчества. И если медведей, зайцев или обложки для ежедневников различных оттенков синего цвета можно встретить часто, то «джинсовое фондю» в истории рукоделия явление совершенно новое. Особенно отрадно, что зародилось оно у нас в Сибири, а его автор — преподаватель детской художественной школы Саянска Виктория Циглер — уже через год после создания первых своих скульптур получила международное признание в Испании, став обладателем премии международной выставки «Россия — Европа молодая — 2012». 

«Фондю» в переводе с французского означает «растопленный, расплавленный, тянущийся». Скульптуры Виктории как раз и созданы из таких небольших кусочков джинсы — бахромы, ниточек, закрепок и замков. Мастер признается, что не думала над общим названием своих работ, а когда журналист спросил ее, как называется техника, у нее само собой вырвалось: «Джинсовое фондю».

Виктория Циглер по профессии художник. Свою творческую карьеру она начинала художником-оформителем витрин. А затем стала преподавателем детской художественной школы Саянска; кроме того, она ведет вечернюю студию «Дизайн» в школе-интернате для детей-сирот.

— Среди моих учеников уже есть призеры и победители международных выставок, — с гордостью отмечает мастер.

«Роман» с джинсой начался года три назад, когда вместе с ученицей Виктория делала панно на морскую тему. Из синей ткани планировались только волны. Потом к ним присоединились рыбки. Потом водоросли.

— И я поняла, что джинса — материал очень благодатный, — говорит Виктория. — Он пластичный, разных оттенков, прекрасно ложится, сминается и скручивается.

После морского панно появилась джинсовая куколка, скрученная в старинной русской технике. А потом джинсовая фантазия мастера разбушевалась и не давала Виктории спокойно спать до тех пор, пока на свет не появился шаман.

— Когда я задумаю что-то сделать, то у меня в голове появляется размытый образ, как будто фигура в тумане, — делится художник. — Я начинаю скручивать проволочный каркас, обматывать его, обклеивать кусочками джинсы. И чем дальше продвигается работа, тем яснее становится вид куклы, туман рассеивается, проявляются детали.

Свои первые работы Виктория показала на выставке, которая проходит в художественной школе. Посетителям понравилось, и с тех пор мастеру со всего Саянска несут пакеты с джинсами.

В новой технике мастер начала работать со своими учениками. У ребят стали получаться такие удивительные вещи, что их даже начали покупать. Поступали заказы и Виктории. Например, директору музыкальной школы в Ангарске на юбилей мастер сотворила джинсовую девочку, играющую на джинсовой скрипке.

Однажды в художественную школу пришел факс с приглашением участвовать в творческом конкурсе в Новосибирске, возраст — 18+. Виктория с двумя своими учениками отправила заявку, а затем ей пришло приглашение на конкурс в Испанию — как призеру предыдущего. Для международных творческих соревнований мастер решила сделать Дон Кихота и Санчо Пансу. Для более точного воссоздания образа героев в библиотеке была взята одноименная книга Сервантеса, 1958 года издания, в которой оказались такие отличные иллюстрации, что Виктория сразу «увидела» будущих завоевателей сердец испанского жюри. И оказалась права, выбрав именно их: Дон Кихот и Санчо Панса, шагнув из XVII века в XXI, получили диплом I степени на международном конкурсе в Барселоне. На следующий год мастера пригласили во Францию. Те же оригинальные герои заняли в творческом конкурсе в Марселе 2-е место.

Жители Саянска гордятся своим мастером и считают Викторию одной из городских достопримечательностей, а к ней в мастерскую водят различные делегации на экскурсию, наряду с краеведческим музеем и картинной галереей.

По словам мастера, ей было бы интересно посмотреть, какие работы получатся у последователей техники «джинсовое фондю». 

Для всех, кто захочет попробовать самостоятельно изготовить фигурку, Виктория вкратце рассказала, как это сделать:

— Сначала из проволоки скручиваем каркас. Затем обматываем его любым материалом: ватой, синтепоном, тканью — чем вам удобно. Концы закрепляем. И начинаем обклеивать кусочками джинсы — подбираем по размеру, цвету, толщине, так, чтобы получилась фигурка. Некоторые детали удобнее склеить, чем сшить. Я использую клей «Момент» разных видов, а также ПВА — он придает ткани жесткость при высыхании. Как сделать нос, глаза, одежду — дело мастера, как он видит свою будущую скульптуру. Главное — желание, некий творческий зуд, который не дает заниматься чем-то другим, если работа с фигуркой не закончена. Старые джинсы наверняка найдутся в каждой семье. Джинса — материал, который объединяет. Он есть у всех — и у богатых, и у бедных. И даже у приверженцев классического стиля в одежде.

Вот так в XXI веке, когда, казалось бы, в рукоделии все уже давным-давно придумано, в Иркутской области зародилось новое направление в искусстве. И действительно, было бы интересно узнать, как много последователей найдет «джинсковое фондю» и как далеко распространится.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments