Кто посягнул на Ленина?

Традиционные лютеране Иркутска не хотят разрушений.

Некая инициативная группа собирает в областном центре подписи за то, чтобы снести «заглавный» памятник Ленину — на перекрестке улиц Ленина и Карла Маркса, и выстроить на этом месте лютеранскую кирху. Мол, когда-то кирха на этом самом месте и стояла, так пусть же восторжествует историческая справедливость. Однако сегодня подобные архаические действия — снести один памятник истории и поставить на его месте другой — вряд ли могут считаться восстановлением справедливости. Более того, лютеранские приходы, которые уже лет двадцать работают в Иркутске, не поддерживают эту идею. 

История со сбором подписей началась сразу после новогодних праздников.

«Верните городу его историю. Разрешите воссоздание лютеранской кирхи Вознесения Господня на его прежнем месте», — обратилась с петицией к иркутянам Ольга Федорова, жительница Иркутска.

«Храм должен быть построен именно на том месте, где изначально насадил его Господь… Сегодня на этом месте стоит памятник В.И.Ленину… Оказывая помощь и содействие в воссоздании храма Вознесения Господня, жители и гости, друзья, братья и сестры и все мы с вами участвуем в реализации  одного из важнейших историко-культурных проектов города Иркутска. Этот проект дает возможность ближе познакомиться с основами и традициями мирового христианства, что является миротворческой миссией в укреплении межрелигиозных отношений».

Заявление было опубликовано на личной страничке Ольги Федоровой в Facebook, а также на нескольких крупных сайтах. Люди стали оставлять подписи под петицией. Информация разошлась в СМИ, попала в первые строчки новостей в сети Интернет.

Сразу же всполошились коммунисты, которые по обыкновению резко, по-рабочекрестьянски подсчитали количество немцев, латышей и эстонцев — представителей тех национальностей, которые исторически исповедовали лютеранство на территории Иркутской области, и заявили, что количество их смешное, для того чтобы сносить памятник Ленину и строить храм. Действия же авторов письма партийцы назвали антисоветской провокацией, как бы на минуту забыв, что Советского Союза больше не существует. Возмущение коммунистов, естественно, обращено в сторону лютеран — кому же, кроме них, придет в голову восстанавливать этот религиозный объект?..

Горожане сразу же развернули дискуссию на тему, что круче, достойнее — памятник Ленину или же лютеранская кирха.

Можно ли считать памятник Ленину настоящим памятником? И надо ли его сносить как наследие тяжелого советского прошлого?

Общественность, памятуя о разного рода коррупционных скандалах, взялась предлагать «земные» версии возникновения петиции: кто-то хочет освободить лакомый кусочек земли, чтобы построить там что-нибудь: многоэтажный дом, торговый центр и т. п. «На орехи» досталось, конечно же, властям. «Кому-то сверху это, похоже, нужно. Все решено заранее» — таков вердикт интернет-сообщества.

Наше небольшое расследование показало, что петиция вовсе не дело рук заинтересованных чиновников или бизнесменов. Ее авторы действительно лютеране. Но только совсем не те, которых Иркутск давно знает.

Когда-то в губернском городе проживало достаточно лютеран разных национальностей. Страны Северной Европы плотно контактировали с Россией. Прижившиеся в России немцы, прибалты, пленные шведы, датчане из телеграфной компании — кого только не было среди прихожан лютеранской кирхи. Каменное ее здание было выстроено только в конце XIX века. А в 30-е годы прошлого века приход разогнали.

В 90-е годы лютеране организовали в Иркутске новый приход. Еще один приход — другой официальной лютеранской церкви — появился в Шелехове. В Иркутске лютеране занимают выделенное им еще в конце девяностых помещение на улице Российской. И у них, конечно, есть желание отстроить храм, но нет идеи восстановить кирху на месте памятника Ленину.

— Нельзя же так делать, так историю ломать! Мы говорим о том, что была разрушена наша церковь, и тут же предлагаем разрушить другой памятник для ее восстановления. Нет, эту инициативу мы не поддерживаем. Много лет мы ведем работу по созданию хорошего имиджа лютеран. И тут появляются эти люди… — рассказывает Альберт Мазуренко, пастор иркутского лютеранского прихода Святой Марии.

«Эти люди» — лютеране нового толка.

— Церковь, которую они представляют, не имеет истории в России. В России она зарегистрирована в 2007 году, а в Иркутске лишь прошлым августом. Они позиционируют себя как инициаторов возрождения лютеранства в Сибири. Это вызывает недоумение. В Иркутске приход Святой Марии имеет около сотни прихожан. Есть лютеране в разных территориях области, — говорит пастор.

Алексей Мишин, главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора по связям с общественностью и национальным отношениям, отмечает, что эту новую для Иркутска евангелическо-лютеранскую церковь аугсбургского исповедания не признают традиционные лютеранские церкви, и рассказывает историю появления этой церкви в России и ее прихода в Иркутске.

— Три пастора, которые не нашли себе места в традиционных лютеранских церквях, создали ее. В июле прошлого года на Ножиковские чтения был приглашен друг одного из организаторов чтений, который являлся епископом этой церкви. Был проведен молебен в том месте, где стояла некогда кирха. И тогда же прозвучала идея о начале возрождения лютеранства в Сибири, вызвавшая по меньшей мере недоумение у наших лютеран. Тогда же обмолвились о возрождении кирхи на прежнем месте. Приход возглавила Ольга Федорова.

В администрацию вновь прибывшими лютеранами было подано прошение о предоставлении гектара земли — как раз той самой, где стоит памятник. Просителям было отказано.

— И после этого у них, как мне сказала Федорова, возникла идея собрать подписи, — объясняет историю появления петиции Алексей Мишин.

— Возможно, они не осознают, что делают. Их толкают на это руководители, — говорит Альберт Мазуренко, которому теперь предстоит объясняться с коммунистами, чтобы уладить недоразумение.

А коммунистам, видимо, придется начать собирать подписи в защиту памятника Ленину. Ведь по ходу дела всплыл один забытый факт: памятник, согласно указу президента Ельцина, был исключен из списка объектов федерального значения, подлежащих охране, а в список охраняемых объектов местного значения он так и не попал. Бронзовый вождь, подобные которому стояли еще в трех городах Союза — Воронеже, Вильнюсе и Ленинграде, — принадлежит резцу Николая Томского, знаменитого советского скульптора-монументалиста, который ваял Ленина, и Сталина по всей Стране Советов и для дружественных государств. Для того чтобы оградить монумент от возможных посягательств, нужно подтвердить его ценность.

Иллюстрации: 

Угол улиц Карла Маркса и Ленина — центральный перекресток Иркутска до революции и в наши дни.
Угол улиц Карла Маркса и Ленина — центральный перекресток Иркутска до революции и в наши дни.
baikalpress_id:  101 551