«Кругом трезвонят про Ди Каприо»

В ночь с воскресенья на понедельник, 29 февраля, в Лос-Анджелесе вручали премии Американской киноакадемии «Оскар». Вы скажете: «Где Иркутск и где Лос-Анджелес? И какое нам до этого дело?». В том-то вся и штука, что в России, несмотря на международные катаклизмы, «Оскар» является одним из самых ожидаемых событий. Церемонию показывают по Первому каналу, что само по себе говорит о многом. Как сказал один критик, с началом всемирных трансляций гламур и мощь этого шоу захватили даже тех, кто не смотрел (и не станет) ни одного фильма-номинанта. 

Конкуренты сдались без боя 

У России с «Оскаром» особые отношения, даже если в числе номинантов нет россиян. Все социальные сети накануне церемонии буквально искрили на тему «Дадут или не дадут, наконец, «Оскара» Леонардо Ди Каприо». Об этом феномене мы решили поговорить с нашим постоянным экспертом, критиком и публицистом Владимиром Демчиковым. 

— Владимир Севастьянович, тема «Дадут или не дадут «Оскара» Лео» стала главной с момента публикации списка номинантов. Лично мне представляется, что победа Ди Каприо — это в первую очередь победа общественного мнения. 

— Согласен. Мне кажется, что это решение отчасти обесценило саму его премию. Ди Каприо до этого пять раз был номинирован, и это уже превратилось в аттракцион: дадут или не дадут. И наконец дали, но не потому, что он гениально сыграл (роль в «Выжившем» — вполне для него проходная), а потому что уже невозможно было не дать. И второй момент, который лично меня очень забавляет, — почему-то эталонным голливудским красавицам или красавчикам дают «Оскары» за роли, где они вынуждены выглядеть очень плохо, как, например, Шарлиз Терон в «Монстре», которая набрала 20 килограммов лишнего веса. Для Ди Каприо роль в «Выжившем» была сопряжена с большими физическими нагрузками, плюс грим. Вот и дали… Все шло к тому — еще задолго до вручения премии сложился некий консенсус: в этот раз Лео обнести невозможно. 

— Самое интересное, что у нас, в России, за Ди Каприо переживали как-то даже излишне фанатично. Я сужу по социальным сетям. Все это очень сильно напоминало «Евровидение». Постоянно появляющиеся новости, что он то Ленина готовится сыграть, то Путина. 

— Ну, так к нему уже отношение как к Депардье, он уже почти наш. Подшучивают, сочиняют мемы, фотожабы. Но любят особенно девушки! И принимают близко к сердцу. Честно признаюсь, я сам большой поклонник Ди Каприо. 

— А мне кажется, что он исчерпал себя в «Полном затмении». (В этом фильме артист сыграл поэта Артюра Рембо. — Прим. авт.) 

— Не знаю, мне нравится «Авиатор» и «Поймай меня, если сможешь». Он мощный актер, и мне даже досадно, что он получил «Оскара» за ничем, кроме толстого грима, не выдающуюся роль и что именно это войдет в историю. 

— Алехандро Иньярриту, режиссер «Выжившего», также получил «Оскара» в номинации «Лучший режиссер». Мне известно, что вы очень недовольны этим решением. 

— На мой взгляд, он оказался в фаворитах исключительно потому, что его Ди Каприо подбросил вверх своим оскаровским бэкграундом. 

— При этом все критики отмечают, что приз за лучший фильм вручили не «Выжившему», а «В центре внимания». Это удивительно, особенно на фоне того, что «Выживший» получил все мыслимые награды, в том числе премии гильдий. 

— Так и есть. Даже букмекеры ставили на «Выжившего». И потом не забывайте: за 35 лет только пять раз «Лучший режиссер» и «Лучший фильм» расходились в разные руки. В этом году сработал принцип домино: обнести Ди Каприо было невозможно, а раз так, то как можно было дать «Оскара» Ди Каприо и не дать при этом Иньярриту? 

— То есть Иньярриту дали «Оскара», чтобы усилить позиции Ди Каприо? Легитимизировать его победу? 

— Чтобы «Оскар» Ди Каприо не выглядел так одиозно. Логика в этом есть. Но дальше академики, видимо, решили: с «Выжившего» хватит. И я этому очень рад, поскольку считаю этот фильм большой неудачей. Но это нормально. Синдром неудачи после «Бердмэна» — прошлогоднего шедевра Иньярриту. 

— Все-таки почему наградили «В центре внимания» (режиссер Том МакКарти. — Авт.)? Что в нем замечательного? 

— Источником для создания этого фильма послужила реальная публикация в газете «Бостон глоуб» о существовании огромной сети священников-педофилов, которых покрывала католическая церковь, гасившая все попытки привлечь их к ответственности. Статья стала причиной огромного скандала, десятки священников были наказаны. Это очень мощная история о том, как работает четвертая власть в Штатах. Я смотрел этот фильм с наслаждением — это как бы такой не слишком броский «производственный триллер», без дешевых эффектов, но зато с очень хорошими актерскими работами. 

— В номинации были также «Шпионский мост» Спилберга, «Игра на понижение», «Бруклин», «Комната», «Марсианин», «Безумный Макс». 

— Фильмы разные, есть и отличные, но… «Шпионский мост» Спилберга — это как прохладный чаек с одной ложкой сахара. «Марсианин» — вообще полная ерунда. 

— Как вы его… 

— Ридли Скотт («Чужой», «Гладиатор», «Тельма и Луиза», «Черный ястреб» и другие) — хороший режиссер. У него были прекрасные работы. Но на этот раз он снял откровенную халтуру. Начиная с трико, которое болтается на Мэтте Дэймоне под видом «скафандра», и заканчивая грубо сляпанной сценой, где он заделывает дыры в отсеке с помощью скотча и ремня. Это просто неуважение к зрителю. Шулерство! И я считаю, что это большой плюс академии, что этот фильм провалился и ничего не получил.

— Однако, по состоянию на декабрь 2015 года, общемировые сборы «Марсианина» составили более 620 млн долларов при бюджете в $108 млн. Неплохо. 

— Я остаюсь при своем мнении. Особо я бы, кстати, выделил фильм «Комната» Леонарда Абрахамсона. Большая часть его действия происходит в крошечном помещении, и снято это совершенно удивительно и убедительно. Было бы интересно, если бы «Оскара» дали ему, несмотря на камерность. Все-таки история о том, как воспринимает пятилетний мальчик свою тюрьму, в которой прошла вся его жизнь, — совершенно пронзительная. 

— Поговорим о продолжении франшизы «Безумный Макс», которая собрала богатый урожай «Оскаров». 

— Шесть «Оскаров» и все технические: грим, прически, костюмы, звук и так далее. Никто не спорит, это выдающаяся работа. Но ведь «Безумный Макс» претендовал и на звание «Лучший фильм». Почему не дали? Может, потому что его не было в других основных номинациях. А может, потому, что дать чисто авантюрному «Максу» и не дать «Выжившему» было невозможно. «В центре внимания» все-таки, скажем так, в отличие от «Макса», — социально значимая картина, с помощью которой отодвинуть «Выжившего» было удобнее. 

— Возможно, академики так и не избавились от высокомерного отношения к жанровому кино?

— Жанр давно в законе на «Оскаре». Его много. Но академия традиционно поддерживает жанр хуже, чем обычное кино. Обычное кино интереснее, потому что там больше возможностей проявиться. Жанр жестче, это больше технология, производство. 

— Но ведь «Властелин колец» получил самые престижные «Оскары» за лучший фильм и режиссуру! 

— Разве это жанр? 

— Конечно! Это же фэнтези! Кстати, вот «Звездные войны» вообще никак не отметили. 

— «Звездные войны»... Я очень рад возвращению проекта и посмотрел с удовольствием, поэтому у меня некритичное отношение к этому фильму. Хотя понимаю, почему его обнесли «Оскарами». В моем представлении этот фильм похож на ветерана-футболиста, который выходит на поле после многолетнего перерыва, делает красивый пас, и все ужасно радуются. И никто не ждет от него особенных достижений. К «Звездным войнам» такое же отношение: не хуже, чем ожидали. И хорошо.

 — Россия присутствовала в единственной номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» в лице режиссера Константина Бронзита, но проиграла чилийскому мультику. Немного обидно.

— Мы ошибочно воспринимаем это как поражение, на самом деле попасть в номинацию — это уже огромное достижение, уровень, класс, статус! И все это влияет на всю дальнейшую карьеру. Радоваться надо! 

— Как вы думаете, почему в нашей стране такое внимание к вручению «Оскара»? «Яндекс» выдает почти 20 млн запросов в сутки. Казалось бы, мы чужие на этом празднике жизни. Но ждем его с замиранием сердца. 

— 20 миллионов запросов про «Оскар» — это все-таки лучше, чем 20 млн просмотров ролика про лабутены. И потом «Оскар» — это раскрученное коммерческое шоу. Его продвигают, подогревают интерес. Второе: у нас, конечно, могут писать на иномарках, что Обама — чмо, чтобы видели знакомые. Но посмотрите, наши коммерсанты очень часто в названиях магазинов, ресторанов и т. д. используют английские слова. Видимо, это просто наше неосознанное доверие к западному миру, стремление чувствовать себя частью этого мира. И церемония «Оскар» воспринимается как вручение премий нашим любимым артистам за наши любимые фильмы. И это хорошо, потому что это делает нас частью глобального мира. Америка придумала массовую культуру, успешно продает ее всему миру. Эта культура легко усваивается, и если вместе с ней транслируются ка­кие-то идеологические вещи (американский патриотизм, например, и вообще восприятие мира через американскую оптику) — ради бога, пусть те, кому это не нравится, конкурируют с таким взглядом на вещи. Но только не через запреты: запрет — это сразу проигрыш. Тем более что сама эта «проблема» (трансляция американской идеологии и т. д.) кажется мне искусственно раздутой нынешним поколением карикатурных патриотов в политике.

— В Голливуде умеют конструировать универсальные коды восприятия, которые понятны в любой стране мира. То есть их фильмы ложатся на душу. Поэтому у американского кино в мире нет конкурентов. 

— Да, конечно, это «новые сказки», а теперь уже и «новая мифология» (супергерои, «мстители» и так далее). Но судя по сборам, например, наших рисованных мультфильмов, ничего страшного нам в этом смысле не грозит.

— Подведем итоги: главное впечатление от «Оскара-2016»? 

— Это был бедный год. Не было фильма-события, потому на первый план выдвинулся пафосный и нудный «Выживший».

  • «Кругом трезвонят про Ди Каприо»

Известные иркутяне комментируют итоги вручения «Оскара»

Денис Гук, шоумен: 

 — За «Оскаром» следил с огромным интересом. Не знаю по поводу «Безумного Макса», по мне так ремейки вообще нужно выделять в отдельную категорию. Мне фильм — на «троечку». Фильм года не смотрел, исправлюсь в ближайшее время. А по поводу Леонардо абсолютно согласен, хотя это не самая сильная его роль, но все же добился признания академиков.

Вадим Киклевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детских инфекционных болезней, заслуженный врач России: 

— Относительно следил — кругом трезвонят про Ди Каприо, потому и я наслышан. Но специально ничего не узнавал, не читал, не смотрел. Мне это просто любопытно, среди прочего, а на первом месте, конечно, другие дела.

Владимир Тихонов, директор архитектурно-этнографического музея «Тальцы»: 

— В последнее время я вообще разочаровался в кинематографе. Хороших фильмов давно не видел. Что касается шумихи вокруг Ди Каприо, мне это тоже совершенно непонятно. Тем более у нас в России. Вот если бы в номинациях были наши фильмы, тогда стоило бы поболеть. 

Протоирей Вячеслав Пушкарев, начальник миссионерского отдела Иркутской и Ангарской метрополии: 

— Фанатично не следил, но интерес, конечно, был — об «Оскаре» в этом году много говорят, и сам я поддерживаю Леонардо Ди Каприо. Он ведь на четверть наш товарищ, к тому же талантливый актер. Узнал о его победе, когда ехал в машине, по радио. Жаль только, что о наших премиях так широко не говорят.

Юлия Янькова, начальник отдела метеопрогнозов Иркутского гидрометцентра:

— Я не смотрела саму церемонию награждения, но видела новости. Не скажу, что отношусь к премии «Оскар» с пристрастием, но для общего кругозора за информацией слежу. Моя дочь ходила на фильм «Выживший», за роль в котором Леонардо Ди Каприо получил «Оскар». Судя по ее эмоциям и впечатлениям, он по праву заслужил эту статуэтку. По остальным фильмам не могу ничего сказать.

Маргарита Подкорытова, арт-менеджер, администратор иркутского драмтеатра:

— О, награда Ди Каприо вызвала просто национальное ликование! Практически праздник! Эту тему обсуждали на работе, дома — везде! Все восприняли его победу чуть ли не как свою. Вообще, к Леонардо Ди Каприо я отношусь с теплотой, мне нравятся многие фильмы с ним. Полностью церемонию я не смотрела, только ту часть, где ему вручили статуэтку, и была очень рада за него. Наконец-то теперь и у Ди Каприо есть давно заслуженный «Оскар»!

Алексей Петров, историк, политолог, заместитель декана исторического факультета ИГУ:

— Давно наблюдаю в Сети за движением, которое можно назвать «Дадут или не дадут Ди Каприо «Оскара». После награждения все его поклонники были просто счастливы. Можно ли назвать его идеальным актером? Не знаю. Но многие фильмы с ним я смотрел, и, мне кажется, награду ему дали заслуженно — он определенно талантлив. Играет всегда интересно, зажигательно и ярко. Так что ждем следующих шедевров в его исполнении.

Сергей Язев, директор астрономической обсерватории ИГУ:

— Наградили Ди Каприо — и большое количество людей разом испытали счастье! И это хорошо, так как история с его награждением длится уже довольно давно. Ведь актер он неплохой, по крайней мере не хуже тех, кто когда-то уже получал «Оскара» до него. В фильмах снимается хороших, смотреть на него интересно. Так почему бы не отметить и его работу?

Татьяна Луковникова, врач-психотерапевт: 

— За «Оскаром» специально не следила, я ровно отношусь к таким вещам, своя жизнь достаточно интересная. А саму новость случайно увидела в френдленте «Фейсбука». Уверена, что в претендентах были достойные кандидаты, правда, не знаю кто. Леонардо ди Каприо, как высочайший талант, в «Оскарах» не нуждается, это и так очевидно. Хочется поздравить Леонардо с окончанием периода шуток по поводу его неполучений «Оскаров». На самом деле даже немного жаль, что «Оскар» все-таки дали. Интриги уже нет.

Карина Головачева, старший помощник руководителя СУ СК РФ по Иркутской области:

— Нет, потому что нет времени за этим следить. Видела новость об итогах премии, в частности о том, что Леонардо Ди Каприо получил «Оскара». Отношение к премии у меня положительное, в отличие от некоторых пользователей соцсетей. Я рада за всех, кто получил награду, они это заслужили. Считаю, что выбор киноакадемиков был справедливым.

Геннадий Гущин, заслуженный артист России, актер и режиссер Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова:

— Я не следил за «Оскаром». Мне это не очень интересно. Ребенок, знаю, интересуется, я не против. А то, что Ди Каприо победил, так и слава богу! Одним счастьем для людей стало больше. У нас же своих проблем немало — новый спектакль по Вампилову репетируем: «Прощание в июне». 27 марта премьера.

Николай Тарханов, кинооператор, режиссер, фотограф: 

— Нет, не следил. Где Иркутск и где «Оскар»? Во сколько шла церемония? Не спать из-за этого, что ли? И в Интернете потом не смотрел. Мне больше интересно само кино.

Александр Гимельштейн, директор Иркутского областного художественного музея имени Сукачева: 

— Следил! Читал онлайн-трансляцию на «Медузе». Я, хоть это стало звучать в последнее время и попсово, действительно очень ценю Ди Каприо, считаю его лучшим американским актером поколения «до 50 лет», и считаю, что он, как и Скорсезе, безусловно, достоин «Оскара». Хотя в моем топ-списке его ролей вовсе не его номинации на «Оскар», а «Полное затмение», «Дневник баскетболиста», «Дж. Эдгар Гувер». Таким образом его победа справедлива, хотя именно эта роль мне менее интересна, чем тот же Артюр Рембо. Кроме этого, я болел за исполнителя роли полковника Абеля Марка Райлэнса в фильме «Шпионский мост». Победил и он. Из остальных номинаций интересовался только музыкой и опять-таки рад победе маэстро Эннио Морриконе.

Николай Васильев, заведующий кафедрой общегуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Иркутского юридического института Российской правовой академии Министерства юстиции РФ:

— Мне интересен «Оскар» с той точки зрения, как номинации и награды отражают реальность и общественные настроения. Какие темы сегодня наиболее актуальны. И то, как огромная армия поклонников Леонардо Ди Каприо практически выступила самым мощным лоббистом, хотя были у него роли и посильнее. Также интересно, что у нас, в России, Ди Каприо любят какой-то особой любовью. Это настоящий феномен! Может быть, потому что у нас вообще любят несправедливо обиженных.

Вячеслав Ширяев, шоумен:

— Церемонию вручения «Оскара» я не смотрел, но за Леонардо Ди Каприо переживаю уже давно и очень рад, что он наконец-таки получил свою награду. Кстати, заслуженную! Ведь у него много хороших работ, практически все фильмы с его участием я смотрел. Очень понравился «Волк с Уолл-стрит». В нем все его мастерство, как актера, раскрылось, сыграно просто гениально. Фильм «Поймай меня, если сможешь» очень нравится. В отличие от многих других актеров Ди Каприо все свои роли проносит через себя, проживает их, не халтурит, в каждом фильме он разный и в то же время настоящий, и поэтому ему веришь. А нынешний «Оскар» — это награда за все его работы, а не только за «Выжившего».

Александр Якубовский, депутат думы Иркутска: 

— Я, безусловно, поддерживаю решение Американской академии киноискусств. Наконец, наш кумир получил давно заслуженную награду. Как написал в «Фейсбуке» мой друг, блогер Вениамин Роднянский: «Оскар» наш!». Данный пост за сутки набрал более двух тысяч лайков, а это значит, что «Оскар» действительно наш! Наши соотечественники искренне переживали за Леонардо Ди Каприо, как ни в одной другой стране мира. Причин множество — это и русские корни актера, и большой талант, и откровенное переживание, что награда опять обойдет стороной. Точно знаю одно: в России этого актера по-настоящему любят.

Герман Струглин, начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области: 

— Нет, не следил и не смотрел церемонию награждения. Лично мне было бы интереснее следить за достижениями и наградами отечественных деятелей культуры, нежели за премией «Оскар». Я уважительно отношусь к деятельности актеров, но не испытываю особых восторгов от того, что кому-то вручили «Оскар», а кому-то нет. Я не понимаю, с чем связан такой ажиотаж вокруг этой премии.

Любовь Решетник, эксперт-диетолог минздрава Иркутской области, заслуженный врач РФ:

— За «Оскаром», к сожалению, не следила: не было времени. Но в новостях видела, как Леонардо Ди Каприо, до этого уже шесть раз номинировавшемуся на эту премию, вручают статуэтку. Насколько я знаю, за главную роль в фильме «Выживший». А накануне в одной из новостных программ показывали сюжет о том, что где-то в Якутии специально для Ди Каприо отлили подарок — скульптурку. А вообще, телевизор я практически не смотрю.

Сергей Крыжановский, адвокат КА «Лига сибирских адвокатов» Адвокатской палаты Иркутской области:

— Специально не следил, но слышал новости. За Ди Каприо я, конечно, рад. Только при этом не считаю фильм «Выживший» шедевром. Думаю, Ди Каприо давно нужно было вручить премию «Оскар», но не за эту работу. Лично мне понравился фильм «Марсианин». И еще — отечественный мультфильм «Мы не можем жить без космоса», но он ничего не получил. Все остальное мне почему-то не запомнилось.

Оксана Джигирей, радиоведущая:

— Ди Каприо — нереальный! Ему давно нужно было вручить все существующие награды за его фильмы, начиная с «Титаника». Каждая его роль шикарна! Хотя до определенного времени я его не воспринимала как талантливого актера, мне казалось, что он просто симпатичная мордашка. Но его последние роли в «Великом Гетсби» и «Волке с Уолл-стрит» заставили посмотреть на него по-другому. Церемонию «Оскара» не смотрела, а все подробности узнала из соцсетей, наш народ уж очень бурно отреагировал на его награду. И, кстати, он один из немногих голливудских актеров, кто всегда ходит на церемонию вручения «Оскара» с мамой!

Вопросы о вручении «Оскара» задавали: ЮЛИЯ БАЛАШОВА, Елизавета Старшинина, Ирина Покоева, ОЛЬГА РОМАНОВА. Фото из архива редакции и архивов героев публикации.