Криминалисты: люди с железными нервами

Как криминалисты из регионального следственного управления на транспорте раскрывают преступления, связанные с катастрофами самолетов и поездов?

В прошлом номере «Пятницы» мы рассказывали читателям о том, как работают криминалисты областного следственного управления. Сегодня мы познакомим вас с деятельностью отдела криминалистики Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте, сотрудники которого раскрывают самые сложные преступления на водном, железнодорожном и воздушном транспорте. Напомним, 19 октября службе криминалистики в системе Следственного комитета Российской Федерации исполнилось 60 лет.

— Наши сотрудники выезжают на место происшествия в том случае, если есть пострадавшие, погибшие, или причинен значительный материальный ущерб. Причем мы работаем не только в Иркутской области, но и в республиках Бурятия, Саха (Якутия), а также на территории Забайкальского края и Амурской области», — рассказывает руководитель отдела криминалистики Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации Олег Серебренников.

Кстати, совсем недавно материалы уголовного дела по одному из таких происшествий были переданы в суд. Речь идет о катастрофе вертолета Ми-8Т, которая произошла два года назад в Якутии. На борту воздушного судна находилось 26 пассажиров и три члена экипажа. 24 человека погибли. Почти половина из них — дети. Еще двое, женщина с маленьким ребенком, остались живы при падении, но впоследствии скончались от полученных травм и переохлаждения. «Это дело с самого начала было неоднозначным. Во-первых, вертолет был технически исправным. Во-вторых, перегруза на борту не было.

В-третьих, версия, озвученная членами экипажа (все трое летчиков выжили. — Авт.), о том, что из-за резкого ухудшения погоды падения избежать не удалось бы, не была единственной. Поэтому мы тщательно собирали все улики. Тщательно осматривался склон холма, где произошло крушение, проверялись повреждения на деревьях, которые возникли при падении вертолета, все найденные детали и приборы фиксировались на фото и видео, было проведено больше 40 различных экспертиз. В итоге следователям удалось установить истинные причины катастрофы», — говорит Олег Юрьевич.

Правда иногда бывает очень страшной. Специалисты установили, что командир нарушил правила безопасности полетов, то есть этой катастрофы можно было избежать.

«Ухудшение погоды действительно было, но в этой ситуации командир был обязан принять решение о возвращении на аэродром вылета, о посадке на запасном аэродроме или о продолжении маршрута, но по правилам полетов по приборам. Этого сделано не было. Спасти пассажиров из горящего вертолета оказалось невозможно, так как дверь в отсек, где находились люди, была заблокирована. Экипаж покинул судно через боковые стекла кабины. В результате проведенного расследования командиру вертолета было предъявлено обвинение по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса, которая подразумевает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет», — пояснил Олег Серебренников.

То, что в данном случае выжил экипаж, можно считать уникальным случаем. Как правило, после авиакатастроф обвинение предъявлять уже некому. Один из последних примеров — крушение вертолета летом прошлого года в Киренском районе. «На борту находились пилот и один пассажир. Несмотря на наступление сумерек, они приняли решение совершить полет вдоль береговой линии реки Лены из одного населенного пункта в другой. Полет проходил на малой высоте. В результате произошло столкновение с горой, и вертолет упал. Оба человека погибли. Уголовное дело по факту авиакатастрофы было возбуждено, но впоследствии прекращено из-за того, что пилот, виновный в происшествии, погиб», — поясняет Олег Серебренников.

Любая катастрофа с человеческими жертвами — это всегда трагедия. Видеть последствия таких катастроф тяжело даже опытным специалистам.

«Далеко не все могут работать в нашей службе. Бывает, что уже после первого выезда на место катастрофы люди уходят. Чтобы здесь работать, нужны железные нервы», — отмечают в отделе криминалистики.

  • Помните, как проявлял отпечатки пальцев на предметах знаменитый сыщик Шерлок Холмс — посыпал предметы порошком и разметал его кисточкой. Вряд ли в то время можно было представить, что прогресс шагнет так далеко, что профессионалы смогут выявлять следы рук, которые были оставлены на предметах пять и даже десять лет назад. «Сейчас в нашем распоряжении самая современная аппаратура. К примеру, есть фототехника, которая позволяет делать панорамные снимки места происшествия в формате 3D. Цианокрилатная камера выявляет на поверхностях предметов потожировые следы рук даже по прошествии 5—10 лет. Кроме того, у нас есть оборудование, которое может считывать с мобильных телефонов удаленные ранее фото- и видеозаписи, а также СМС-сообщения и звонки», — рассказывает руководитель отдела криминалистики Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации Олег Серебренников.

Иллюстрации: 

В отделе криминалистики Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, которым руководит Олег Серебренников, работают четыре сотрудника: «Наша основная задача — собрать на месте преступления всю возможную информацию, используя для этого современные методы и новейшее оборудование»
В отделе криминалистики Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, которым руководит Олег Серебренников, работают четыре сотрудника: «Наша основная задача — собрать на месте преступления всю возможную информацию, используя для этого современные методы и новейшее оборудование»
Материалы в тему: 

На месте БЦБК создадут заповедник

Правительством Российской Федерации принято решение о создании экспоцентра заповедников в городе Байкальске на территории промплощадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината после завершения ликвидации накопленного экологического ущерба. Как сообщает пресс-служба правительства РФ, для создания...
baikalpress_id:  99 421