Красота на века

Новые технологии в живописи освоили сотрудники кафедры монументально-декоративной живописи ИРНИТУ

О качестве живописных произведений сложно говорить. Их нужно видеть. Лучше всего это знают художники широкого профиля — преподаватели и студенты кафедры монументально-декоративной живописи ИРНИТУ. Они ежедневно создают если не шедевры, то вполне достойные картины, мозаики, панно и многое другое — то, что однажды способно украсить любую квартиру, здание и даже город. А за последние три года здесь и освоили ряд современных художественных техник, которые могут применяться не только для реализации творческих проектов, но и для выполнения самых разных работ — от научно-исследовательских до коммерческих. На данные момент ИРНИТУ является ведущим центром в регионе по развитию новых направлений в искусстве. 

— В советское время технологии, связанные с температурной обработкой материалов, развивались интуитивно, — говорит и. о. заведующего кафедрой Сергей Андрейко. — Не было профессиональных печей, стекол. Использовали разные температурные режимы, а вместо специального стекла в ход шли кинескопы от телевизоров, стекла от светофоров и бутылок. В последние десять лет появилось уже профессиональное оборудование, а химики разработали стекло, подходящее для спекания. В итоге брака в работах уже нет, а новые современные технологии можно рассматривать как живопись в широком смысле. Ведь живопись — это гармония цвета, а тот же фьюзинг позволяет работать с цветом такого насыщенного звучания, какой недостижим в других техниках и материалах. 

Сергей Андрейко родом из Усть-Илимска. Одно время учился в Иркутском художественном училище, потом окончил государственную художественно-промышленную академию имени А.Л.Штиглица в Санкт-Петербурге. Именно там он освоил новые для нашего региона технологии, связанные с температурной обработкой материалов — фьюзинг, горячую эмаль и роспись по стеклу. Свои знания он оттачивал уже в стенах Иркутского политеха.

— Горячая эмаль — это стекло, окрашенное окислами металлов и запеченное на меди при температуре 800 градусов, — рассказывает Сергей Андрейко. — Техника является многослойной, каждый слой запекается отдельно. При этом цвет слоев, как и работы в целом, при обжиге меняется, верхние слои растекаются, а нижние всплывают, причудливо перемешиваясь между собой. 

Фьюзинг заключается в спекании разноцветных пластин стекла в муфельной печи. В результате получаются красивые витражи, которые в зависимости от освещения меняют свой цвет. Произведение, созданное в этой технике, отличается от обычного витража отсутствием металлических соединений между стеклами. При этом многие художники рассматривают фьюзинг как развитие техники горячей эмали, некоторые приемы которой оказались применимы в новой технике спекания стекла.

Роспись по стеклу выполняется краской, в состав которой входят окислы металлов и мелко тертое легкоплавкое стекло. После обжига в печи такая краска вплавляется в основу и образует с ней единое целое. Особенность всех трех перечисленных техник состоит в том, что произведения, созданные в муфельной печи, сохраняются в неизменном виде столетия. Никаких химических процессов в толщине красочного слоя не происходит, используемые материалы не подвержены тлению и устойчивы к атмосферным воздействиям.

— Очень хорошо, — продолжает художник, — когда над развитием техники работает группа людей, как это случилось на нашей кафедре. Творческие находки одного автора подхватываются и развиваются сразу несколькими людьми, при этом каждый трактует найденный прием по-своему. В процессе работы проявляются новые, неизвестные ранее особенности материала, которые также вплетаются в творческий поиск. Такой подход к работе дает возможность быстрого профессионального роста и формирует оригинальный, узнаваемый почерк художественного центра, где развивается данная техника. 

Для этого на кафедре были закуплены муфельные печи, организована учебно-исследовательская лаборатория, которая начала свою работу в январе 2013 года. В рамках учебного процесса (разработками занимались как преподаватели, так и студенты) начали внедрять эти технологии и постепенно перешли в плоскость станковых произведений — картин. 

Здесь надо отметить, что фьюзинг обычно применяется в декоре интерьеров для изготовления перегородок межкомнатных или раздвижных дверей, а вот в качестве станково-живописной техники фьюзинг применяется очень редко.

Для этого нужен опыт, который теперь есть у преподавателей и студентов ИРНИТУ. Кстати, в этом году кафедра совместно с Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А.Л.Штиглица и Иркутским областным краеведческим музеем организует международную выставку горячих эмалей и фьюзинга. Выставка пройдет в августе-сентябре 2016 года в Музейной студии краеведческого музея по адресу К. Маркса 13 и объединит работы ведущих российских эмальеров.

— В дальнейшем планируется привлекать к работе в лаборатории студентов старших курсов и выпускников для выполнения художественных заказов в этих техниках, — делится Сергей Андрейко. — Определенный опыт в этом направлении у нас уже есть. Дипломная работа в технике витраж Е.Богомолова украсила офис фирмы «Байкалит», а серия витражей для Князе-Владимирского храма в Иркутске старшего преподавателя Екатерины Ильковой была удостоена в 2015 году Губернаторской премии за достижения в области культуры и искусства. 

Работы в таких техниках могут быть самого разного формата и назначения: от небольшой вставки в межкомнатную дверь — до масштабных многометровых панно в общественных зданиях. Поэтому и заказчиками таких произведений могут стать как частные лица, так и администрация города, различные муниципальные и федеральные учреждения или предприятия.

Иллюстрации: 

Загрузка...