Телефон «112»

В Иркутске в тестовом режиме запущена в работу единая дежурно-диспетчерская служба

Телефонный номер 112 иркутянам, безусловно, знаком. Теперь по нему можно сообщать о происшествиях любого характера — о пожаре, аварии, ДТП и даже о сугробах на дорогах. Круглосуточно в единой диспетчерской звонки принимают четверо специалистов и два оперативных дежурных — по ГО и ЧС и по вопросам ЖКХ. Каждый день в ЕДДС поступает до тысячи звонков, и на каждый обязаны отреагировать.

Как это работает

Единая дежурно-диспетчерская система работает в нескольких городах России. Иркутск в этом списке седьмой, и у нас система действует пока в тестовом режиме. Дозвониться на 112 просто даже с мобильного, без дополнительных символов и даже без сим-карты. Как рассказали сотрудники службы «112», с этим, кстати, связано единственное неудобство. Дело в том, что большая часть принятых вызовов — это молчание в трубку. Современные дети любят играть с гаджетами родителей, и те вынимают сим-карты, думая, что без нее звонки не проходят. Но это не так: малыши нажимают 112 — и попадают в ЕДДС. С одного номера диспетчеры получают, бывает, по 30—40 звонков в день!

У каждого диспетчера — два монитора, микрофон и наушники, разговор записывается. Каждое сообщение вносят в базу, и, даже если звонок переадресовывается в экстренные службы, запись продолжается. Пока на проблему не отреагируют, выслав машины или оказав помощь, которая требуется, напротив записи стоит восклицательный знак. Так что ни один звонок не будет потерян. Вся эта система создается для того, чтобы сократить время ожидания экстренных служб: один человек отправляет и скорую, и полицию, и пожарных. Как показала практика, это действительно экономит до трети времени. А в чрезвычайных ситуациях время критично, часто счет идет на секунды. Сейчас операторы сотовой связи не могут фильтровать звонки, и в ЕДДС обращаются люди из районов и даже со всей области. Несмотря на то, что в ведомство иркутской диспетчерской не входят службы других субъектов, они все равно стараются помочь.

— Недавно, например, была крупная автоавария в Слюдянке, люди не смогли дозвониться до местных служб и обратились к нам. Мы оперативно связались, отправив помощь на место происшествия, — рассказал начальник диспетчерской службы Иркутска Евгений Владимирович Шевцев. — Звонят бабушки, которые не помнят или не знают нужного номера. А нашему номеру 112 дополнительные символы не нужны. Таким людям мы даем номера или просто переключаем напрямую в службу. Тестовый режим поможет руководству ЕДДС понять, в какую сторону развиваться, какое оборудование докупить, сколько человек еще задействовать.

Безопасный Иркутск

Задача единой диспетчерской службы — сбор информации по чрезвычайным ситуациям в области. Все данные о ЧС будут поступать в единую службу «112», поэтому в диспетчерской висят несколько часов с разным временем — местным, красноярским, где находится управление СФО, московским и по Гринвичу (так датируются сообщения о ЧС природного характера — землетрясениях, оползнях, наводнениях). Здесь время уже не деньги, а человеческая жизнь. Диспетчеры не только отвечают на звонки, но и наблюдают за городом. Как уже упоминалось выше, круглосуточно дежурит и специалист по ЖКХ, к нему можно дозвониться еще и по номеру 520-112. В диспетчерской установлено несколько больших мониторов, на первом из которых отображается интерактивная карта Иркутска. По ней можно отследить машины коммунальных служб, работающие на улицах, — поливальные, снегоуборочные и любые другие, на которых установлена система ГЛОНАСС или GPS. То есть по номеру 112 можно сообщить, например, о сугробах на дороге, и, если есть свободная техника, диспетчер может ее отправить на место. На втором экране — видео с камер наблюдения в режиме он-лайн. 12 камер, установленных во дворе иркутской школы, фиксируют все, что там происходит. Таких учебных заведений, за которыми наблюдает «большой брат», уже больше десятка в Иркутске. Это начало программы «Безопасный город», призванной отслеживать нарушения порядка и оперативно реагировать. Пока камерами оборудуют только школы, но в дальнейшем наблюдать будут за местами массового пребывания людей, перекрестками и т. д.

В диспетчерской нет определенного человека, который следил бы за всеми камерами, да и как тут уследить. Система оснащена интеллектом: она выделяет любое движение, а когда в зоне видимости камеры движения много (драка или потасовка), то видео выводится на весь экран, привлекая внимание сотрудника диспетчерской службы. Техника позволяет внедрить и так называемый фейс-контроль, при котором камеры будут распознавать лица и реагировать, скажем, опознав лицо преступника из базы розыска УВД.

Никаких роботов

Гонка за Западом превратила живое общение с людьми в разговоры с роботами — многочисленные автоответчики в службах работы с клиентами банков, такси, государственных учреждений... А когда звонишь с проблемой, хочется услышать живой сочувствующий голос. Всего в единой диспетчерской службе работает пока что 34 человека, 20 из них — диспетчерский персонал. Каждый прошел специальную подготовку на курсах ГО и ЧС по специальности «Диспетчер ЕДДС». На создание рабочих мест из городского бюджета выделили 4 млн руб., и штат планируют расширять.

— Нам требуются люди с устойчивой психикой, лучше — бывшие сотрудники силовых структур: полицейские, люди после армии, — комментирует Юрий Григорьевич Редько, замначальника по автоматизированным системам управления и связи. — Диспетчер должен обладать крепкими нервами и прекрасной реакцией, быстро анализировать ситуацию, принимать верное решение. Именно от диспетчеров зависит, какие службы и в каком количестве отправятся на выезд, поэтому это очень ответственная работа.

Елене 29 лет. С 15 января она принимает звонки в службе «112». По образованию девушка юрист, раньше работала в полиции. Желание помогать людям и удобный график работы (сутки через трое) — так она объяснила свой выбор профессии.

— Мне нравится работать с людьми, — поделилась впечатлениями Елена. — Бывают жуткие звонки, люди в панике... Поступает и трогательная информация: мужчина нашел вечером в снегу замерзающего котенка, я помогла с номером круглосуточной ветеринарной клиники. В таких случаях хочется перезвонить, узнать, чем закончилось дело, но не положено.

Комбинацию цифр 112 для ЕДДС выбрали не случайно: такой же номер службы спасения работает в Европе, иностранцы смогут без труда вызвать помощь, и наши люди, уехав за границу, не будут задумываться над тем, куда в случае чего обратиться.

Метки:
baikalpress_id:  33 741