На верном примере

Людмила Ивановна Салыкина, школьный преподаватель из Усолья, может научить не только математику любить

Если учитель на своем месте — видно сразу. Таких представителей учительской братии не пугают тяжелый педагогический труд, реформы в стране и образовании, нищенская зарплата. Преподавание для них не работа, а призвание, любимое дело, без которого трудно жить. Людмила Ивановна Салыкина, математик из Усолья, скоро полвека у школьной доски, но по-прежнему на уроках горят глаза и у педагога, и у ее учеников. В конце прошлого года усольчанке присвоили звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Твердые баллы

Учителю тоже ставят отметки. Признание государства и общества, звания, награды — высокая оценка труда преподавателя. Но, наверное, важнее всего для педагога — воспитанники, их сложившиеся судьбы, успехи в настоящем и на перспективу. Выпускники Людмилы Ивановны Салыкиной есть не только в иркутских вузах. Перед учениками одного из лучших учителей России (а так теперь с уверенностью можно сказать) открываются двери самых престижных учебных заведений, в том числе столичных.

— В прошлом году был у меня одаренный парень Саша Верхозин, уехал в Москву, поступил в Институт нефти и газа, — Людмила Ивановна начинает перечислять по именам своих талантливых учеников. — Алексей Шакиров уверенно шагал от олимпиады к олимпиаде, окончил МГУ, сейчас учится в аспирантуре, физик. Ваня Чемякин — студент факультета информатики МГУ, хотя ему пришлось держать внутренний экзамен, доказывать.

Надо заметить, что усольским абитуриентам, штурмующим главные вузы страны, нередко приходится отстаивать свои пятерки в аттестате перед приемной комиссией: считается, что городок-то провинциальный....

— Так, Стас Троян сдавал математику при поступлении в Омский юридический институт МВД и справился на «отлично», — продолжает Людмила Ивановна. — Артем Матонин, поехавший в Анапу, в Пограничный институт ФСБ (между прочим, единственный в России), тоже прошел внутреннее испытание. Он рассказывал: 10 человек претендовали на место. Как математику написали — на место осталось трое. Артем поступил. Саша Деревягин и Володя Шушлин — в Бауманке. Лиза Пугачева в Российском экономическом университете имени Плеханова в Москве получает образование.

Значит, подготовка по математике позволяет. И в Усолье она на самом высоком уровне — не в последней степени благодаря личности педагога, считающего, что надо любить дело, которым занимаешься, и верить в каждого ученика.

— Не стоит переживать, что у нас в России образование развивается не туда и какое-то не такое, — рассуждает Людмила Салыкина. — ЕГЭ, несмотря на все «за» и «против», это нормальное явление. Всякого ребенка можно подготовить на аттестат, и у меня ни разу не было, чтобы школьник предмет не сдал, ни одного завала за все годы: ученик хоть на тройку, но задание выполнял. А дальше, после школы, уже как он сам организован: либо идет по жизни с математикой, либо с нею расстается.

Предмет, которому посвятила себя Людмила Ивановна, по ее убеждению, полезен всем — даже гуманитариям.

— Математика ум в порядок приводит — это еще Михайло Ломоносов сказал, — говорит заслуженный учитель России. — Но если отойти от красивых фраз... Вот пишет в Интернете одна женщина, читаю: «Дожила я до стольки-то лет, а синусы мне так и не пригодились...» А может, кому-то они все же оказались нужны, эти синусы? Мой сын — юрист, работает в Санкт-Петербурге в прокуратуре. Однажды звонит и спрашивает, как найти тангенс — подзабыл... Не знаю уж, какое-то, видимо, было у него дело и он производил вычисления. Скорее всего, от них зависела судьба человека. Так что неизвестно, в какой момент знания по математике могут нам понадобиться, но что они важны — стоит ли спорить?..

Впрочем, дискуссии вокруг того, как и чему учить по предмету, который сопровождает ребенка с 1-го по 11-й класс, не прекращаются, покуда существует образование. Недавно громко рассуждали о том, что советские школьные программы по математике перегружены — теми же синусами и тангенсами. Высказывались пожелания упростить содержание дисциплины и ее преподавание. И что же?

— Я просматривала учебники прошлых годов: что на уроках проходили и какие задачи мы решали тогда, каких-то 30 лет назад, — делится педагог со стажем. — И знаете, сейчас учеба, безусловно, сложнее. В молодости я намного меньше материала ребятам давала, чем теперь. Ведь появились новые способы решения, новые виды уравнений. Мы зашоренные были, не имели того обилия литературы, который имеем в наше время, все занимались по одному учебнику, трудно было купить книги, чтобы дополнительно что-то взять для себя и с детьми позаниматься. Сейчас информации очень много, и все интересно, и хочется попробовать — вдруг находишь то, чего раньше не знали, не решали.... Да и ЕГЭ подстегивает, часть С — это же не программный материал, а задания повышенной сложности. Чтобы их выполнить, нужно после уроков оставаться, думать.

Так что школьная математика усложняется — хотим мы этого или нет. Ее движение — как технический прогресс и развитие науки — не остановить. Неизменным для Людмилы Ивановны остается желание отдавать накопленные знания ученикам — то, ради чего почти полвека назад она выбрала эту профессию, по примеру своей учительницы Галины Степановны Сизых. Была тогда будущий заслуженный учитель России Людмила Салыкина семиклассницей Октябрьской средней школы Чунского района.

Дотянуться до звезды

— Галина Степановна Сизых приехала к нам в поселок Октярьский как молодой специалист после окончания Иркутского университета, — Людмила Ивановна с улыбкой переносится на много лет назад. — Все мы влюбились в новую учительницу, в уроки математики. Под ее влиянием из 26 наших выпускников 16 связали будущее с педагогикой. Галина Степановна довела нас до выпуска, сделала людьми.

Людмила больше не сомневалась, кем ей стать — агрономом (а без земли она никак не может) или пойти в школу. В 1968 году окончила Томский государственный педагогический университет, получила распределение в село на Север.

— Нет, страшно не было, морозов я не боялась, — улыбается Людмила Ивановна. — Мы, чунские, люди закаленные, трудолюбивые, родители дома большое хозяйство держали и житейские трудности меня не пугали. Вместе с другой выпускницей института нам выделили четверть брусового дома. Помню, на кровати лежишь и звезду в окно видно, все время она светила.

Путеводная звезда вела Людмилу и наяву — ее наставница.

— Первый свой урок я дала в шестом классе, — вспоминает она. — Составила я его по образу и подобию того, как работала моя учительница. Когда выходила к доске, чувствовала, представляла себе ее: как она, так и я.

Вслед за Галиной Степановной Сизых, которая не забыла преданную ученицу, Людмила Салыкина переехала в Усолье. Быстро пролетели годы: 15 лет в 3-й школе, 18 лет — директором школы № 10, вот уже 12-й год в лицее № 1. Самый тяжелый период выпал на долю образования и учительства, когда Людмила Ивановна директорствовала, — 1990-е, перестройка.

— Сначала школы призывали: начинайте зарабатывать деньги; открывали учебные комбинаты. Наши дети разгружали поддоны на кирзаводе. Потом все заглохло, — рассказывает ветеран-педагог. — Вскоре пошло беззарплатие. Зарплату выдавали селедкой, водкой. Многие учителя школу покинули: кто-то выжил и до сих пор существует в коммерции, кто-то потерялся. И хорошие, между прочим, учителя. Помню, одна преподавательница музыки, очень талантливая, лучшая в городе, учитель года, взялась с мужем мясом торговать. Прогорели. Сейчас продает в магазине цветы. Очень жаль. Кстати, кто уходил, я всех отговаривала.

— Что вас удержало? Почему вы не изменили учительству?

— А куда уходить? Даже мысли не было. Да и к торговле у меня никакого таланта. Нет-нет, это моя мечта — быть похожей на первую учительницу, Галину Степановну. Ее я подвести не могла.

* * *

Уроки для Людмилы Ивановны начинаются задолго до звонка. На час раньше встречают ее у кабинета ученики.

— Я их не зову, не приглашаю, они приходят сами. Кто исправляет, кто сдает, кто догоняет. Заболел, пропустил, не понял — зайди, объясню. Конечно, такая отдача радует, — признается Людмила Ивановна.

Свои дети у нее уже давно выросли. Дочь и сын не были заброшенными (ведь учителям обычно на собственных-то ребятишек сил и не хватает). Но росли самостоятельными.

— Ключ от двери — на шее, ни разу никто не потерял. Знали: если мамы нет в пять часов дома, значит, картошка в мундире. Сварят, поедят. Вот такой порядок, — улыбается Людмила Ивановна.

Картошка — главный овощ на огороде. Впрочем, на даче, которую она обожает, растет все!

— 250 крышек покупаю каждое лето — все закатываю, — смеется Людмила Ивановна Салыкина, заслуженный педагог России, которая может и математике научить, и землю свою любить.

Метки:
baikalpress_id:  33 745