Сделано «Трудом»

Вот уже четверть века самая известная иркутская дорожно-строительная компания борется с одной из главных бед России — плохими дорогами

«Труд» — такое имя дал небольшому производственному кооперативу в декабре 1988 года его основатель Юрий Михайлович Тен. И с тех пор название постоянно растущего и совершенствующегося предприятия неизменно. Это не просто имя, говорят работники, — это призыв к действию. На сегодняшний день группа компаний «Труд» развивает уже три основных направления деятельности: это дорожное, гражданско-промышленное строительство, а также агропромышленный комплекс (холдинг «Саянский бройлер»). И все же возведение хороших, качественных дорог во все времена остается здесь в приоритете. Жители Иркутска знают об этом не понаслышке.

Дорога, которую ждали

Знаменитая желтая «Калина», подаренная Владимиром Путиным машинисту ОАО «Труд» Олегу Трушину, открыла в ноябре 2010 года движение по автотрассе, которая позволила пустить мощный транзитный поток мимо Иркутска. Это ни много ни мало 8 тысяч автомобилей в сутки!

Обход (вернее сказать, объезд) столицы Приангарья — объект сложный, тяжелый, признаются дорожники. Его протяженность 24 километра — от деревни Вдовино (по дороге из Ангарска в Иркутск) до выезда на Култукском тракте, в нескольких километрах от Шелехова. Рельеф сильно пересеченный. Без глубоких выемок и высоченных насыпей (до 20 метров на отдельных участках) не обошлось. На отсыпку дороги потребовалось почти 4 миллиона кубометров земли, что сопоставимо с объемом земляных работ при сооружении Иркутской ГЭС.

— Я очень рад за водителей транзитного транспорта, которым теперь не нужно заезжать в Иркутск и Шелехов, стоять в пробках. Это сэкономит время и горючее, а главное — сохранит нервы, — отметил на церемонии открытия объекта министр транспорта РФ в ту пору Игорь Левитин.

— Почти два десятка лет катаюсь из Красноярска на Дальний Восток, — рассказывает водитель большегрузного автомобиля Александр Тимофеевич. — Раньше настоящим испытанием было попасть в Иркутск в часы активности. Старался проехать город ночью или рано утром. Сейчас вообще никуда заезжать не надо — по великолепной дороге, не снижая скорости, буквально летишь к намеченной цели. Красота!

Простой арифметический подсчет показывает, что со времени открытия движения по объездной дороге мимо областного центра промчалось порядка 9 миллионов автомобилей!

Меняя облик города

Лицо города определяют не только архитектурные ансамбли, но и его дороги. Сквер Кирова, улицы Ленина, Сухэ-Батора, Горького, Лермонтова, Байкальская, Тимирязева... Никто не будет спорить, что все перечисленные элементы инфраструктуры Иркутска являются знаковыми для его жителей. А то, что в данный момент их состояние близко к идеальному, во многом заслуга специалистов и работников ОАО «Труд».

В 2006 году накануне IV Байкальского экономического форума улицы Иркутска были переполнены дорожной техникой. Тяжелые самосвалы, асфальтоукладчики, катки с логотипом «Труд-Байкал» работали здесь с утра до ночи. Работать, вспоминают строители, приходилось в стесненных условиях — движение автотранспорта и пешеходов никто не отменял. Тогда был выполнен капремонт улицы Боткина (в районе курорта «Ангара») — проблемную дорогу, через которую проходит большой транспортный поток, расширили, сделали дополнительную четвертую полосу, заменили асфальтовое покрытие, бордюрное ограждение. На 8 метров шире стала в тот год улица Байкальская, а на Ленина, на участке от Тимирязева до Канадзавы, дорожники «Труда» поменяли асфальтобетонное покрытие на проезжей части и межрельсовом пути и покрыли все тротуары плиткой. Ремонту также подверглись улицы Тимирязева, Подгорная, Дорожная, Трудовая, развязка Ушаковского моста; были обустроены микрорайоны Первомайский, Университетский, Академгородок...

В последующие два года не менее серьезные объемы дорожного строительства в городе: это и глобальная реконструкция улицы Лермонтова (на участке от Жуковского до Курчатова), и капитальный ремонт улиц Горького, Сухэ-Батора, Фридриха Энгельса... Самым же ответственным участком, несомненно, стал объект в сердце города — сквер имени Кирова. Наведение порядка здесь — задача не из легких. Во все времена это было любимое место отдыха иркутян, тут до сих пор проходят все социально важные мероприятия: городские елки, парады, митинги, концерты и многое другое. Дорожники провели реконструкцию ограждения, заменили разваливавшиеся бетонные бордюры гранитными, под литой забор подвели гранитные фундаменты, был отреставрирован фонтан и проложены новые плиточные дорожки. Все качественно и точно в срок!

— Стильно и очень симпатично! — так охарактеризовала нынешний облик сквера Кирова студентка одного из иркутских вузов, Вероника.

И думается, большинство горожан согласятся с этой оценкой.

Что касается дорожной ситуации в Иркутске, то и здесь усилия специалистов ОАО «Труд» не прошли даром, считает Андрей, водитель одной из городских служб такси:

— Пробок на центральных улицах стало гораздо меньше, — говорит он. Но тут же добавляет: — Правда, узких и неровных мест на дорогах города еще очень и очень много. Хотелось бы, чтобы дорожники побыстрее добрались и до них.

Соединяя берега

Это сейчас мостовой переход через Ангару, получивший название Академического, является для иркутян привычным объектом. А ведь всего несколько лет назад горожане ждали его открытия как чуда. Старый арочный и новый (ныне Иннокентьевский) мосты, а также плотина ГЭС уже не справлялись со своими «обязанностями» — их общая пропускная способность не соответствовала стремительно растущему транспортному потоку в Иркутске. Город буквально задыхался от автозаторов...

«В последние десятилетия левобережье стало быстро застраиваться, там появились новые жилые микрорайоны, а в центре сосредоточивается деловая жизнь. Каждый иркутянин испытал на себе «прелести» часа пик, пробок на старом мосту. Интенсивность транспортного потока в это время достигает 6 тысяч машин в час!». Это отрывок из воспоминаний создателя компании «Труд» Юрия Тена, который в 90-е годы прошлого века являлся депутатом Государственной думы РФ. Именно с его подачи было принято решение строить новый ангарский мост. Первый камень в фундамент объекта заложили в 1999 году. Далее из-за нестабильного финансирования объект перешел в категорию долгостроя, однако, несмотря ни на что, каждый год берега Ангары становились ближе друг к другу. Самое активное участие в этом процессе принимало ОАО «Труд» — в его обязанности входили возведение подъездных дорог, отсыпка строительных площадок, где в дальнейшем базировались мостовики. А в августе 2007 года дорожники укладывали первый асфальт типа А на проезжую часть верхового направления правобережной эстакады. Асфальтобетон предприятие производило на собственной базе в Мамонах.

Благодаря эксплуатации современной техники — асфальтоукладчиков «Демак» (ширина захвата 8 м) и «Титан» (до 3 м), а также катков «Бомак» весом 7,5 и 12 тонн, специалистам «Труда» удалось применить на данном объекте так называемую бесшовную технологию: стыки на дорожном полотне практически незаметны. Это придает покрытию дополнительную надежность и долговечность.

Одновременно ОАО «Труд» проводило работы по обустройству подходов к новому мосту — в том числе реконструкцию объездной дороги между улицей Старокузьмихинской и Ледовым дворцом, отсыпку развязки по Береговой, сооружение пешеходного путепровода через главную автомагистраль к железнодорожной станции Академической, строительство очистных сооружений и т. д.

— А что, у нас когда-то было иначе? — смеется водитель легковушки Николай. — А если серьезно, то к хорошему быстро привыкаешь. Спасибо строителям! Новейший мост великолепен, свое предназначение он выполняет на все сто процентов — делает путь с одного берега Ангары на другой гораздо короче. Развязки на правой стороне очень удобные, на левой при выезде с моста нужно, конечно, что-то придумать — тесновато в часы пик.

Под гул турбин

Есть в числе трудовых побед «Труда» (простите, за тавтологию) и дорога для транспорта иного плана — для воздушных лайнеров. Предприятие реконструировало взлетно-посадочную полосу в Иркутском аэропорту. Меняли покрытие на двух километрах трассы, ширина которой 45 метров, да плюс укрепляли обочины (по 7,5 м с каждой стороны). За время работ уложено 70 тысяч тонн асфальтобетона.

Самым сложным, вспоминают участники того строительства, было работать в условиях действующего аэропорта. Специально для проведения ремонта на полосе были сделаны технические «окна» — с 11.00 до 23.00. То есть большие лайнеры прилетали ночью, а днем было разрешено приземляться только малым самолетам. График был жестким: в среднем каждый день дорожники вскрывали по 100 метров полосы, которые в точно назначенный срок нужно было закатать новым асфальтом. На это требовалось не менее двух тысяч тонн смеси.

— Темп просто бешеный, — рассказывает руководитель работ Александр Ромашко. — На этом маленьком пятачке мы задействовали три асфальтоукладчика и 12 катков. На нас в ту пору три асфальтовых завода работали. Здесь вкалывало под сотню человек трудового резерва. Плюс каждый раз нам приходилось делать временный пандус для съезда, а еще (уже в потемках) рисовали разметку, иначе самолет не приземлился бы. Когда мы сдали взлетку, было огромное облегчение: все, отмучились! По нештатным ситуациям этот объект побил все рекорды.

Кстати, впервые в Иркутске при реконструкции взлетно-посадочной полосы предприятие «Труд» применило модифицированный асфальтобетон с добавкой «Унирем», которая позволяет добиться эластичности покрытия, служит хорошей защитой при перепадах температуры. Как считают разработчики, для сибирских условий данное ноу-хау будет весьма полезным.

Метки:
baikalpress_id:  19 061