Ударных дел мастер

Единственный в области человек, который делает этнические барабаны, живет в Иркутске

Сергей Пуртян может без труда сделать африканский, арабский, латиноамериканский и любой другой ударный инструмент. Кроме того, он единственный в регионе умеет ремонтировать бубны, именно поэтому к нему за помощью приходят местные шаманы. Изготовление и ремонт этнических ударных инструментов для Сергея лишь хобби. Два года назад Сергей стал одним из инициаторов необычного концерта на байкальских льдинах. Таким образом, на Байкале провели первый в мире фестиваль игры на торосах.

Барабаны бывают разные

Еще совсем недавно Сергей к творчеству имел лишь косвенное отношение. Инженер-строитель работает на Иркутском железобетонном заводе начальником бетоносмесительного цеха. Однако соседство с прекрасным (его супруга Татьяна — известный в городе керамист) дало о себе знать, и Сергей тоже взялся мастерить. Сперва это были небольшие резные фигурки из дерева, потом глиняные кружки. Изготовлением барабанов он увлекся совершенно случайно.

— Пять лет назад в нашем городе выступала группа «Сандал» из Новосибирска, — вспоминает он. — Это замечательные музыканты, которые реконструируют и поют старинные этнические песни, максимально при этом приближаясь к оригиналу. Так, например, если они поют индийскую песню, то делают это на индийском языке с максимальным использованием индийских инструментов. Так вот когда я впервые их услышал, меня поразила игра на арабском инструменте дарбуке. После концерта я сразу же отправился в магазин — столь велико было желание приобрести такой же барабан.

Барабаны Сергей тогда купил. Но, как оказалось, это были кубинские бонги — сдвоенный барабан с совершенно иным звучанием и другой техникой игры. В надежде найти желанный инструмент Сергей стал бродить по просторам Интернета. И случайно наткнулся на сайт, где подробно описывалось, как сделать барабан самому.

— Оказалось, что у настоящих этнических барабанов керамическая основа, — продолжает Сергей. — Поскольку моя жена — керамист, я решил попробовать. Татьяна сделала тулово моего самого первого барабана. Я же натягивал кожу. Для этого у знакомых охотников я купил кожу лося и сам ее выделывал.

Первый блин по традиции оказался комом, но со временем стал приходить опыт. Сейчас Сергей может сделать барабан полностью самостоятельно — от начала до конца. Умеет работать на гончарном круге и может выкрутить барабан любой сложности, сам выделывает козлиную или даже рыбью кожу. Знает, как вымочить кожу и натянуть при помощи шнурков или клея, чтобы у инструмента было нужное звучание.

— Барабаноделом, — замечает Сергей, — считается тот человек, кто натягивает кожу. От этого в первую очередь зависит звук.

Со временем в коллекции Пуртяна появились дарбука, и собственные кубинские бонго, и африканские удо, и латиноамериканский барабан кахон. Кроме барабанов он также делает шейкеры — они же «погремушки», или маракасы. А еще — шаманские бубны.

— У меня нет мистического трепета перед бубнами, — говорит Сергей, — религиозным атрибутом они становятся только уже в руках шамана. А до тех пор бубен просто рамочный барабан. С тех пор как я научился их ремонтировать, ко мне стали обращаться шаманы не только из области, но из Бурятии и Монголии. Общаясь с ними, я узнал много тонкостей. Так, в изготовлении бубнов наших бурят-монгольских шаманов, например, есть свои условности. Центр бубна — это должен быть хребет животного; вверх — голова, низ — хвост. Я учитываю их пожелания, хотя для меня самого бубен в первую очередь музыкальный инструмент.

Идейная жизнь

Любопытно, что во всем мире сегодня настоящих керамических барабанов очень мало. Прежде всего потому, что они тяжелые, хрупкие и для самих музыкантов очень непрактичные. К тому же на них натуральная кожа, в результате чего за инструментами сложнее ухаживать.

— Это инструмент для «гурманов», — улыбается Сергей. — Вот у нас сейчас батареи горячие, воздух сухой — и барабаны звонкие. А летом влажность другая, кожа становится мокрой. Она проседает, и барабан не играет. Тогда перед игрой его приходится греть — либо феном, либо в печке. И чем тоньше кожа, чем звонче барабан, тем чувствительнее он к этим перепадам. Кроме того, барабан — травмоопасный инструмент. Человек играет пальцами, и если инструмент сделан с нарушениями, то музыкант может просто повредить себе руки.

Изучая искусство изготовления барабанов, Сергей стал посещать различные этнические фестивали. Во время посещения одного из них понял — надо самому учиться играть на своих инструментах. Так он познакомился с известной в Иркутске студией этнической перкуссии «Этнобит». Это было полезное знакомство для всех. Музыканты «Этнобита» научили Сергея играть на барабанах, а он — ухаживать за ними и реставрировать. Также вместе им удалось воплотить креативную идею — сыграть на ледяных торосах Байкала.

— Как-то мы с Татьяной гуляли по Ольхону, — вспоминает Сергей. — Я нечаянно споткнулся, задел ледяную пластину и услышал мелодичный звук.

Оказалось, что байкальский лед — замечательный инструмент, удивительный природный барабан. Каждая льдинка звучит по-своему, а если их несколько — то получается настоящий ксилофон. Сергей рассказал об этом друзьям из «Этнобита». Чуть позже те сыграли на ледяных инструментах, сняли клип и выложили в Интернет. Сейчас у этого ролика почти 150 тысяч просмотров. Со временем все это вылилось в 1-й Международный фестиваль ледовой музыки, который прошел на Ольхоне в 2011 году, и это единственный в мире фестиваль по игре на природных льдинах!

Интересно, что сегодня барабаны иркутского мастера можно увидеть в руках тех самых музыкантов новосибирской группы «Сандал», с которой и началась эта ударная история. Сам Сергей на данный момент пока приостановил производство больших барабанов. Говорит — они занимают много места. Кроме того, на изготовление одного ударного инструмента уходит не меньше месяца, а его стоимость зависит от размера, кожи, декора — от 8 до 18 тысяч. Поэтому, хотя всем музыкантам нравится на них играть, приобретать их не спешат. Зато шейкеры Сергея и Татьяны, которые они придумали вместе, настолько популярны, что сегодня заказы на них поступают даже из столицы. Кстати, этим креативные идеи супругов не исчерпываются. В этом году, например, благодаря их усилиям на берегу Байкала был проведен 1-й Всероссийский симпозиум по керамике. В их планах — создание в Иркутске музея керамики.

Метки:
baikalpress_id:  19 033
Загрузка...