Прописаться за речкой

Жители поселка Выдрино и станции Мысовая намерены проситься в Иркутскую область, вспомнив, что до 1923 года входили в ее состав

На неординарный поступок жителей двух муниципальных образований подталкивает разница при расчете за электроэнергию, отсутствие железнодорожного сообщения с другими поселениями и городами республики. Притом что сообщение между Выдрино, Бабушкиным и муниципалитетами Иркутской области отлажено и осуществляется без сбоев.

На той стороне реки

Выдрино находится на границе Иркутской области и Бурятии, административной границей служит река Снежная. Население Выдрино составляет 4700 человек, половина трудоспособного населения перебивается случайными заработками.

— Работы нет, — обреченно машет рукой местный старожил Сергей Петрович. — Молодежь спивается. Мы оказались никому не нужны. Так что лично я за то, чтобы нас передали в Иркутскую область, может, тогда что-то изменится в лучшую сторону?

В 1996 году выдринское лесоперерабатывающее предприятие, которое являлось градообразующим, ликвидировали. Рабочие места сохранились в детских садах, школах, больницах да в исправительной колонии (ИК-4), которой также грозит ликвидация.

— Будь наша воля, мы все прописались бы на той стороне реки, то есть в Иркутской области, — в голос говорят местные предприниматели, супруги Александр и Наталья Лобычевы. — Да что скрывать, многие так и делают! Так намного удобнее — поставить машину на учет, съездить в больницу (в нашей ведь нет ни УЗИ, ни узких специалистов). Самый больной вопрос — цена электроэнергии. В Бурятии она стоит 2,76 рубля за киловатт, в то время как на другой стороне Снежной — меньше рубля!

— Мы уже устали так жить, — подключается к беседе Наталья Алексеевна Корниенко, которая переехала в Выдрино из Куйтуна 10 лет назад. — Вот у моего сына был инсульт, надо с ним ехать в больницу в Кабанск, это 3000 рублей на дорогу туда-обратно. А у меня пенсия всего шесть! Представляете? Один мой сын уже умер из-за этой волокиты. Чтобы сделать операцию, надо было в Улан-Удэ ехать. Пока ездили, справки делали, поздно стало...

Не золотая середина

— У нас все упирается в расстояние, — говорит замглавы муниципального образования СП «Выдринское» Валентина Вильянова. — К примеру, пришло время заменить паспорт — необходимо съездить в Кабанск сдать документы, потратив 500 рублей на дорогу. Через неделю — забрать, еще 500 рублей. При этом полностью теряются два дня — маршрутки ходят два раза в день, в лучшем случае вернешься вечером. Если паспорт оформляешь ребенку по достижении 14 лет, с ним должен ехать кто-то из родителей. Это уже 2000 рублей на двоих. Такие деньги из семейного бюджета очень немногие тут могут отдать.

Загса в поселке нет. Свидетельство о рождении и смерти — только в Бабушкине. Морг расположен в Кабанске, при этом машину меньше чем за 5000 рублей нанять просто нереально. Медосмотр пройти можно либо в Кабанске, либо платно в Байкальске. За страховым полисом необходимо ехать снова в Кабанск. Роддом на весь район только в Селенгинске — за 200 с лишним километров.

— Хорошо, если доедут, — продолжает Валентина Вильянова. — А недавно женщина родила прямо в машине. И это хорошо, что еще доехали. Две недели назад на трассе перевернулась наша машина скорой помощи (ее, кстати, мы ждали восемь лет) и сейчас полностью разбита, пассажиры с травмами — в больнице.

— Аварии на федеральной трассе — это обычное явление, — подключается к разговору глава Выдрино Светлана Орлова. — Мы сами ездим в командировку в Кабанск и каждый раз думаем: доберемся или нет?

Больше всего страдают жители маленьких деревушек, расположенных на перегоне Выдрино — Бабушкин. До федеральной трассы им нужно идти по полтора-два километра. В Выдрино, к которому они относятся, нет грейдеров, чтобы расчищать пути от снега. С отменой электричек они оказались просто отрезаны от мира.

— С весны до осени мы ездим на электричке на Мамай, на речку Выдрино, заготавливать черемшу, папоротник, ягоду, — говорит еще одна жительница поселка Дина Васильевна Захарова. — Целые семьи живут за счет лета. И это наш транспорт. Как можно нас его лишать?

Умчалась последняя электричка

Электричку до Улан-Удэ отменили еще в мае этого года, а 15 ноября убрали и электропоезд Слюдянка — Мысовая. Как пояснила компания-перевозчик, сделано это было из-за нерентабельности маршрутов. Обиженные жители на станции Мысовой организовали стихийный митинг, потребовав вернуть электричку. Гендиректор Байкальской пригородной пассажирской компании Игорь Милостных заявил на встрече, что в следующем году, как и в текущем, республиканские власти не планируют выделять в качестве субсидий на пригородные перевозки ни рубля. Вот тогда кто-то из собравшихся подал идею о присоединении к Иркутской области. С аналогичной инициативой выступили и в Выдрино.

Кроме того, еще в мае этого года 428 подписей было собрано под письмом, составленным местными депутатами и предпринимателями. В нем было обращение к главе Республики Бурятия Вячеславу Наговицину с просьбой пересмотреть завышенную кадастровую стоимость земли.

— Мы уже тогда сообщили, что республиканские власти нас вынуждают идти на крайние меры: проведение референдума по присоединению к Иркутской области и перекрытие федеральной трассы, — рассказывает Валентина Вильянова. — На что нам ответили: не нравится — решайте через суд. И дальше полное игнорирование.

Глава поселковой администрации Выдрино Светлана Орлова — одна из немногих, кто смотрит в будущее с оптимизмом.

— Мы ведь находимся на Берегу Байкала. Поэтому сейчас решается вопрос о включении Выдрино в особую экономическую зону, планируется строительство у нас спортивно-оздоровительного комплекса европейского уровня, — говорит она. — Это повлечет за собой создание рабочих мест, ремонт и строительство дорог, реконструкцию инженерных сетей и так далее. Теперь мы ждем реализации этого проекта.

Впрочем, сами жители Выдрино уже ни во что не верят. Поэтому по-прежнему рассматривают самый подходящий, на их взгляд, способ решения своих проблем — присоединение к Иркутской области. Между тем после бурной реакции населения между Мысовой и Выдрино было решено запустить новый маршрут. Однако как долго будет ходить новая электричка, пока неизвестно.

Загрузка...