Самый главный предмет

Так говорит о школьной физкультуре учитель из Ангарска, обладательница премии президента РФ Наталья Антипина

Физкультура в школьном расписании сейчас занимает почетное место. Хотя еще в недалеком прошлом серьезным уроком ее не считали: мол, невелика наука — мяч гонять или наперегонки бегать, вот математика или русский язык совсем другое дело. Теперь же физическое воспитание в приоритете — по три урока в неделю, и преподавателей этой дисциплины поощряют за успехи и любовь к профессии на самом высоком уровне. Так, в нынешнем году обладателем премии президента Российской Федерации, наряду с филологами и математиками области, стала учитель физкультуры Наталья Антипина. Десять лет она приучает своих подопечных из ангарской школы № 19 к активному образу жизни, чтобы они были здоровыми и получали радость от движения.

Теория плюс практика

— Конечно, все привыкли, что русский, математика, литература — основные предметы в школе. А у нас своя интересная работа, и вовсе не второстепенная, — улыбается Наталья Валерьевна, с виду вроде совсем хрупкая девочка, а уже давно взрослый специалист.

Наталья Антипина — потомственный педагог: папа, учитель физкультуры, с детства увлек дочь спортом — баскетболом и легкой атлетикой, мама — воспитатель, сестра преподает английский. Наталья окончила 19-ю ангарскую школу, сюда же вернулась и первый свой урок начала в том самом спортзале, куда теперь приходит почти каждый день в течение 10 лет. Ее второклашки, вместе с которыми она впервые сделала зарядку, нынче уже выпускники. А она их ведет по-прежнему и тоже не устает расти. За это время заочно отучилась в Восточно-Сибирской академии образования по направлению «Физическая культура». «Чуть-чуть не дотянула до красного диплома», — грустит слегка Наталья. Зато любимое дело знает на «отлично», что и подтверждают ее результаты — личные и учеников: к примеру, второе место во всероссийской игре-соревновании «Орленок» или научные доклады старшеклассников, всерьез порассуждавших о том, что мы едим.

— Понятно, что можно отвести занятия, убежать домой и забыть про школу до следующего дня. Мне так не интересно, — признается Наталья Валерьевна. — Чего-то постоянно ищешь. Сейчас готовимся к флеш-мобингу в поддержку Олимпиады в Сочи: всей школой выйдем на забег. В дистанционных олимпиадах участвуем, олимпийские игры у себя проводим — у нас 6 интерактивных досок, мультимедийные пособия создаем. Разработала собственный сайт год назад — любой желающий зайти может. Ага, сама... — улыбается она моему удивлению.

Компьютер, Интернет, для Натальи Валерьевны большой помощник. Чтобы составить отчет о достижениях и отправить его на президентский конкурс, пришлось подготовить увесистую папку — требовалось представить развернутую документацию по шести различным критериям учебной и внеучебной деятельности. Многие коллеги-педагоги, кстати сказать, не справляются с бумажной волокитой, поэтому не берутся участвовать в подобных состязаниях или бросают на полпути. Но только не Наталья Валерьевна: спорт и учеба в вузе закалили личность.

— Нам дали много хорошей теории, а она в нашей профессии не менее важна, чем практика, — считает Наталья Валерьевна.

Из академии она вышла с убеждением, что физкультура в школе самый главный урок, а ключевое слово для ее предмета — воспитание.

— Знаете, дети больные приходят, — рассказывает она. — Еще десять лет назад самой многочисленной была первая группа здоровья, сейчас ее практически нет: журнал открываешь — один ребенок из 25. А у остальных — болезни. Поэтому, когда родители просят освободить сына или дочь от уроков, я всегда им объясняю: даже после тяжелой операции назначают лечебную гимнастику, без нее никак. «Ну будешь ты лучше всех математику знать, русский язык или информатику, — убеждаю я учеников, — но если здоровья у тебя не будет, если ты не понимаешь, как твой организм себя чувствует, как свое болезненное состояние изменить — хорошего не жди».

Сейчас компьютеры сильно заполонили пространство, — продолжает педагог. — Дети стали крупными, неподвижными, ведут вялый образ жизни, ничего их не интересует. Про физкультуру говорят: «Зачем она нам — я же никогда не буду этим заниматься!» Вот и заинтересовываешь. Девочкам-старшеклассницам доказываешь, что они будущие мамы, объясняешь, для чего им нужна жировая прослойка на животе: ребенка потом попробуй выноси, потаскай, сумки поподнимай, если даже правильно наклониться не умеешь... Хотя в основном физкультуру любят, особенно мальчишки — бегут с удовольствием, полвосьмого уже у спортзала стоят ждут.

Задача у физкультурника, безусловно, сложная: чтобы ребенок рос не только умным, но и здоровым, крепким и телом, и духом.

— Почему в классах, особенно младших, так шумно? А где детям в школе можно элементарно выкричаться? — спрашивает Наталья Валерьевна. — Они 40 минут просидели, вышли на перемену — бегать, прыгать нельзя, и то, и это запрещается. Выгоните их на улицу — пусть как следует нагалдятся, я за это! А потом на следующем уроке шелковыми будут.

А ученикам, которые успевают по физкультуре, а по остальным предметам не очень, она дает добрый совет.

— У меня есть спортивный класс, мальчишки, попадает им за учебу, — делится Наталья Валерьевна. — Прошу их: хоть раз позовите на свои тренировки или соревнования — хоккеистов у нас много — классного руководителя. Купите в складчину билет и пригласите. Пусть он на вас посмотрит другими глазами — что вы не такие, как в школе: по русскому затягиваете или по математике недотягиваете. Приведите и покажите, что вы совсем не такие, как про вас думают, что у вас есть положительные стороны. Вами же ваши учителя гордиться начнут!

Быть в форме

Вообще, кажется, что учителя физкультуры в школе самые неунывающие — надо держать себя в тонусе, не болеть, не скучать и много успевать.

— Весь сентябрь мы на улице, потом перебираемся в зал до мая, — рассказывает Наталья Валерьевна. — Все у нас есть: легкая атлетика, спортивные игры — футбол, баскетбол, волейбол; гимнастика. Лыжную базу в начальных классах при помощи родителей пытаемся восстановить. Как и положено, сдаем нормативы. К сожалению, меньше детей стало заниматься по секциям, родители не хотят водить их на тренировки, потому что нет времени. Хотя мы малышей тренерам показываем. В начале года наставники к нам сами приходят, приглядываются к потенциальным спортсменам, мы уговариваем ребят связать свою жизнь со спортом. Ведь хорошие примеры есть — так, девятиклассник Руслан Мартыненко играет за область: баскетболист, наш воспитанник, это приятно. На Неделю здоровья к нам чемпионка мира по тяжелой атлетике Альбина Хомич приезжала. Рассказывала, показывала свои тарелочки, награды — дети к ней записывались.

На вопрос, как ей самой, учительнице и маме пятилетнего сынишки, удается сохранять себя в прекрасной физической форме, Наталья Валерьевна ответила:

— У меня по шесть уроков в день — с восьми до двух, — смеется она. — С утра разминочку провела — наклоны, приседания, попрыгала-побегала. Старшие классы приходят — у них, известное дело, одни лекции, пары, книжки, поэтому даю им посоревноваться, они резвятся как дети. А еще им нравится, когда вместе с ними играть начинаешь. Сейчас мы готовимся к городским соревнованиям по баскетболу. Что еще нужно для отличной формы?

Метки:
baikalpress_id:  18 812