Учитель родной культуры

Директор Хохорской средней школы Генриетта Хорёнова признана в 2013 году лучшим учителем бурятского языка и литературы и удостоена премии Президента Российской Федерации

В многонациональной стране очень просто позабыть свои корни. Но только не жителям села Хохорск Боханского района, ведь здесь в средней школе уже 16 лет работает Генриетта Андреевна Хорёнова. Она не только талантливый директор, но и замечательный преподаватель бурятского языка и литературы.

Любовь к родной культуре Генриетта Андреевна прививает через творчество, являясь еще и руководителем фольклорного ансамбля «Ургыхан» («Подснежник»), в который с радостью ходят ученики от мала до велика. В Хохорской СОШ усилиями директора, учителей, да и всех жителей села был создан историко-краеведческий музей, в котором можно узнать историю родной земли от племен до наших дней.

В селе Хохорск Боханского района живут необычные люди — это становится понятно, как только оглядишься по сторонам. На горе за селом большими белыми камнями выложена надпись: «Мир победит войну!», и в это охотно верится. За воспитание молодежи можно поблагодарить учителей местной школы и ее директора Генриетту Андреевну Хорёнову. Придя сюда молодым специалистом бурятского языка и литературы, она поддержала традиции Хохорской средней школы, которая выпустила немало людей, знаменитых в сфере культуры и науки. И сама директор школы недавно пополнила ряды замечательных людей Хохорска: 2 октября 2013 года Генриетте Андреевне вручили президентскую премию по приоритетному национальному проекту «Образование» в номинации «Лучший учитель бурятского языка и литературы». Она вошла в 1000 лучших преподавателей России, подтвердив высокий уровень профессионализма учителей Иркутской области.

Династия наставников

Генриетта Андреевна родилась и выросла в селе Заходы, ходила в Новоленинскую среднюю школу и после вуза там же начинала свою блестящую карьеру. У каждого есть человек, который помог найти призвание в жизни. Для Генриетты Андреевны такой путеводной звездой стала ее учительница бурятского языка — Розалия Борисовна Матвеева. Розалия Борисовна умела преподнести язык интересно и за многолетний и плодотворный труд была награждена орденом «Знак Почета». Благодаря ей более двух десятков выпускников Новоленинской СОШ связали свою судьбу с преподаванием родного бурятского языка.

— Я хотела поступить в нархоз после школы, в 1984 году, но мне не хватило половины балла. Решила год поработать и потом поступать в медицинский, — рассказала Генриетта Андреевна. — Розалия Борисовна неделю уговаривала меня изучать бурятский язык. Видимо, она во мне разглядела способности и тягу. Я нисколько не жалею, что последовала ее совету!

Наша героиня поступила в Иркутский государственный университет на факультет филологии, отделение бурятского языка. После вуза было много вариантов: и журналистика, и место преподавателя в областном центре... Но выбор был уже ею сделан.

Во время учебы она познакомилась со своим будущим мужем Матвеем Афанасьевичем, и, выпустившись, они вместе уехали в Новоленино. А муж ее был родом из Хохорска. По традициям бурятского народа жена должна жить на родине мужа, поэтому пришлось переехать. Муж очень помог пережить расставание с родными: он приехал из Хохорска на двух грузовиках и поставил супругу перед фактом. Они собрали вещи и уехали.

В Хохорске женщине предложили должность директора средней школы. Момент был волнительный, большая ответственность легла на плечи молодого преподавателя впервые. Не испугавшись трудностей, Генриетта Андреевна стала руководителем Хохорской школы. Ее муж преподает основы безопасности жизнедеятельности там же, а старший сын — историю. Таким образом, в семье Хорёновых образовалась учительская династия — мама Матвея Афанасьевича также была преподавателем начальных классов в Хохорской школе.

Тяжело в учении...

Бурятский язык в Хохорске преподавали и до Генриетты Хорёновой, но все равно поначалу ей было сложно.

— Многие относились к изучению родного языка отрицательно, — удивила нас Генриетта Андреевна. — Родители считали, что можно тратить время и на более полезные занятия. Бурятский язык сейчас идет основной программой всего в трех школах Боханского района, в том числе и в нашей, но изучают его у нас только классы «А». То есть это по желанию.

В начальных классах программой предусмотрено 3 часа бурятского языка в неделю, в старших — всего один, это не так много. Буквально этой осенью для школ округа закупили очередную партию учебников бурятского языка и литературы по долгосрочной программе «О сохранении и дальнейшем развитии бурятского языка в Усть-Ордынском Бурятском округе» на 2013—2016 годы. Новые книги в первую очередь необходимы старшим классам. По сравнению с учебниками советского образца, недостатка в которых раньше не было, новые книги сложнее, без учителя разобраться практически нереально. В 10—11-м классе школьники изучают бурятскую литературу, которая мало издается и стоит совсем не дешево. Поэтому ребята читают одну книгу по очереди, копируют тексты, педагоги приносят издания из личных библиотек... Есть и несколько дисков с электронными учебниками, стоят такие дорого, но и охват информации больше — не только литература, но и быт, искусство, архивные фотографии и биографии знаменитых людей, все от и до. Генриетта Хорёнова включает электронные уроки в программу.

С тем, что бурятский язык не пригодится в будущем, она категорически не согласна.

— Во-первых, это помощь преподавателям русского языка, ведь если человек хорошо пишет и говорит на родном, то и русская речь будет правильнее, — объяснила Генриетта Андреевна. — Во-вторых, это расширяет кругозор: мы учим не только буквы и слова, мы изучаем фольклор, учим стихи... Да и просто стыдно не знать культуры своего народа!

И героиня рассказала нам историю, как одна ее ученица выиграла конкурс в Москве, сумев вспомнить и спеть больше всех народных песен. Последние 5 минут от каждого урока бурятского языка педагог тратит на разминки, стихи или песню, которую дети исполняют по-бурятски: так легче запоминается и постепенно входит в повседневную жизнь ребят. И потом они легко цитируют бурятских авторов, даже на мероприятиях далеких от темы народного творчества или просто играя во дворе.

Основная задача преподавателей бурятского — вернуть язык в жизнь. Для большей части детей родной язык является иностранным — нет среды, нет вокруг носителей прекрасного бурятского слова. Чтобы его прочувствовать, порой нужен не один десяток лет. В 2007 году Генриетта Хорёнова поехала на курсы учителей бурятского языка и литературы, и там на занятиях коллеги так вдохновили женщину, что рифмованные строчки полились сами собой. По возвращении оказалось, что это был не единовременный порыв, и теперь наша героиня пишет стихи о школе, о природе, о прекрасном мире вокруг.

Хохорская школа

Хохорской школы дети под солнцем счастливым живут, прославляя, красивые песни по Идинской долине поют. Богатая традициями, счастливая школа, любимая всеми Хохорская школа.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments