Капитан Латынцев

Эпизоды из жизни ленского речника, которому в октябре исполняется 80 лет

Окончание. Начало в № 39

Выходим на рейды... Год 1959-й. За мастерство по проводке больших плотов Юрия Леонидовича назначают капитаном парохода «Полина Осипенко». А на следующий год — уже более мощного судна «Надежда Крупская». Капитану Латынцеву теперь самому приходилось учить мастерству по проводке плотов своих помощников и мобилизовывать экипаж судна на четкую, слаженную работу. В эту навигацию руководство Ленского речного пароходства поручило капитану Латынцеву провести плот в 12 тыс. кубометров на Верхней Лене — от затона Сосновского до Витима. Участок всего 130 км — но какой! Быстрое течение, узость судового хода и много островов — Латынцев заранее обговорил с капитанами леспромхозовских катеров вопрос о взаимодействии. И они четко выполняли все его команды. Встречные суда вовремя уступали дорогу, а путейцы убирали плавучую обстановку — буи, бакены, вехи, так как плот по своим габаритам не вписывался в судовой ход.

К вечеру вышли на Витимский рейд. А дальше путь лежал на Якутск...

Капитан Латынцев сдал экзамен на высший класс судоводителя. За свою 40-летнюю работу на флоте Юрий Леонидович внес большой вклад в доставку генеральных грузов в Якутию, ее заполярные районы и северные территории Иркутской области. В его судоводительской практике были такие случаи, когда судну и экипажу грозила большая опасность.

В одну из навигаций Юрий Леонидович возглавлял экипаж танкера «Плутон», которому предстояло дойти до Тикси. Покинув дельту реки Лены и пройдя Быков мыс, вышли в море Лаптевых. Ледовой обстановки не было. Но когда обогнули мыс Мустах и взяли курс на Тикси, то попали в ледовый плен. У танкера обшивка корпуса была надежной — 10 мм, поэтому могли спокойно дойти своим ходом. Но началось движение льдов и возникла угроза. В один из моментов судно накренилось до критической отметки, и вода вот-вот начала бы заливаться на палубу. Спас ледокол «Сунгари», который был отправлен из порта Тикси. Он полным ходом прошел вдоль борта, танкер выровнялся и за ледоколом добрался до места назначения.

Бывало, в ледовом плену...

1965 год. Капитан Латынцев командует танкером «Семипалатинск». С открытием арктической навигации шли работать на реку Колыму с последующей передачей танкера Колымскому управлению пароходства. Но в Восточно-Сибирском море попали со всеми судами перегонного каравана в ледовый плен на 23 дня. Закончились продукты, никто не рассчитывал на такой длительный перегон. От голода спасал экипаж буксирного судна «Иван Санников».

Капитан судна — фигура значимая, а капитан-наставник, у которого в группе 25 судов, фигура еще более значимая. Пять лет капитан-наставник Латынцев работал с полной отдачей, передавал свой богатейший опыт судоводителям — молодым капитанам и командному составу своей группы. А задачи ставились непростые. Каждому экипажу нужно было выполнить навигационный план и отработать безаварийно. У Юрия Леонидовича это прекрасно получалось. А чтобы получилось, 80% навигационного времени он проводил на своих судах в рейсах. Помогал и знал, как трудятся и чем живут его подопечные экипажи судов.

Первый в Бубновке

Многие годы капитану Юрию Латынцеву руководство Киренской РЭБ флота поручало быть караванным капитаном в затоне Бубновского отстойно-ремонтного пункта. В былые годы в затоне отстаивалось до 100 судов самоходного и до 150 единиц несамоходного флота. Отстоять и произвести все подводные работы стоящего в затоне флота — задача не из простых. Но караванный капитан Латынцев всегда отлично справлялся, потому что об отстойных работах знал не понаслышке, а сам прошел все ступени роста, начиная с выморозчика судов. Ему и еще одному работнику даже построили двухквартирный дом возле самой проходной. Со второго этажа дома была видна территория затона.

Два года Юрий Леонидович был начальником Бубновского отстойно-ремонтного пункта. Забота великая, но за плечами 40-летний опыт работы и жизни в поселке Бубновка. За эти годы он знал все, и главное — людей: знал, кто как трудится, какими интересами живет, на кого можно положиться как на самого себя. В своей производственной и общественной работе Юрий Леонидович опирался на коммунистов, потому что сам был бессменным секретарем Бубновской партийной организации и депутатом Бубновского поселкового совета.

Для Юрия Леонидовича работа и жизнь поселка всегда были на первом месте. Таков уж он есть по своему характеру, жизненной позиции — честный, порядочный, целеустремленный, настойчивый, не терпящий разгильдяйства, расхлябанности, пьянства. В то же время он душевно и чутко относился не только к родным, но и к членам экипажей судов и жителям поселка. Он понимал их нужды и всегда старался помочь.

Династия продолжается

Сегодня, в свой 80-летний юбилей, Юрий Леонидович горд тем, что принадлежит к прославленной плеяде ленских речников. Жизнь прожита не зря. Она была посвящена любимой профессии. Капитан Латынцев благодарен своим наставникам и тем людям, которые помогали ему стать специалистом высшего класса, шагать с гордо поднятой головой. Его воспитанники ныне возглавляют экипажи судов, которые бороздят голубые дороги Ленского бассейна. Выполнена и главная задача в этой жизни: дочери Лена и Надежда и сын Леонид продолжают род Юрия Леонидовича; внук Виктор пошел по стопам деда и отца, Александра Лютина, капитана-механика. А Юрию Леонидовичу это ох как отрадно видеть и чувствовать, что любимое дело в надежных руках.

В 2007 году внучка Катя Лютина участвовала в конкурсе «Герой нашего времени». В своем реферате она описала трудовой и жизненный путь своего деда, Юрия Леонидовича Латынцева. В Киренском районе Катя заняла первое место. По всей Иркутской области из 396 лучшими рефератами были признаны всего 34, в том числе и Кати Лютиной.

Трудовой путь и общественная работа Юрия Леонидовича отмечены государственными наградами, десятками почетных грамот и поощрений. Первая, особо значимая медаль — «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина». А медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали» была вручена капитану Латынцеву за доставку грузов по временно эксплуатируемым притокам реки Лены. Дорога Юрию Леонидовичу медаль «300 лет Российскому флоту» с изображением основателя Российского флота — великого Петра Первого. Само собой, заслуженная и медаль «Ветеран труда». И как венец всей его плодотворной работы — орден Дружбы народов.

Я знаю о своем друге, товарище по работе не понаслышке, так как свою трудовую жизнь тоже посвятил Ленскому флоту, проработав в Киренской РЭБ флота 53 года, пройдя все ступени флотской иерархии — от штурвального парохода до капитана-наставника и замдиректора Киренской РЭБ флота. Мы и сегодня часто встречаемся на ангарской земле. Знаю, что капитан Латынцев постоянно прокручивает в памяти свою флотскую жизнь, во сне управляет судами, как наяву видит неповторимые восходы и закаты солнца, круглосуточные заполярные дни и ежедневные капитанские вахты. От этого никуда не уйдешь. Это навсегда.

Метки:
baikalpress_id:  33 849
Загрузка...