Поверив в Веру

Фильм иркутских авторов «Сломанная кукла» получил два Гран-при на международных конкурсах, переведен на два языка и теперь доступен к просмотру в Интернете

Пока министерство образования Иркутской области разрабатывает программу обещанных показов фильма-победителя конкурса «Дитя Вселенной», кинолента «Сломанная кукла» завоевывает признание мировой публики. Героиня картины Вера Кращук и создатели фильма получили награды на фестивале в Каннах, объехали пять городов Европы и вернулись домой. Мы встретились и узнали, почему такое внимание к инвалидам во всем мире и как приняли русскую девочку за границей.

Мы уже рассказывали об ангарской девочке Вере Кращук, больной ДЦП, которая, несмотря на свой недуг, училась танцевать. Иркутянка Марисоль Галыш посвятила ей фильм «Сломанная кукла». Среди почти двух десятков картин, роликов и передач кинолента стала лучшей на всероссийском конкурсе «Дитя Вселенной», и в качестве приза всю съемочную группу и героев пригласили на кинофорум в Каннах, где Вере вручили небольшую, но увесистую премию «Герой кинофестиваля», которая была учреждена специально для девочки. Ангарчанка оставила отпечаток своей ладошки на слепке, с которого установят плитку со звездой на Аллее славы рядом с голливудскими знаменитостями.

Отпуск в Европе

Фестиваль «Дитя Вселенной» в Каннах прошел во второй раз. На нем в узком кругу участников и друзей форума организаторы показывают лучшие фильмы, знакомят с выдающимися людьми и обсуждают социальные проблемы. Во Франции его устроили не зря — в Европе нет проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями в обществе. Героиня фильма Вера Кращук и ее семья убедились в этом на собственном опыте.

Получив награды, Марисоль и семья Кращук отправились отдыхать по городам Франции, Монако, Испании. И везде к девочке в коляске относились с пониманием. Никаких косых взглядов и возмущенных вздохов, типа «с инвалидом надо дома сидеть». Все наоборот. Чудеса начались еще в аэропорту, где у удивленной Любови, мамы Веры, коляску с дочкой буквально вырывали из рук... работники аэропорта! Там нормы обязывают их помогать в транспортировке инвалидов. И в самолет не впускали никого, пока Вера не заняла свое место. Приспособленность тротуаров на высшем уровне: бордюры точно по высоте подходят к выдвигающимся из автобусов подъемникам; в магазинах, даже самых маленьких, есть специальные лифты. Иностранцам, смотревшим «Сломанную куклу», было непонятно, почему в фильме Любовь спускается по лестнице, закинув дочь на плечо.

— Мы очень удивились, когда в Испании в обычной туристической компании нам специально выделили автобус с подъемником, — рассказала Любовь Кращук. — Там такие двухэтажные автобусы, где внизу находится багаж. Коляску с Верой закатили на платформу и подняли наверх — что-то вроде лифта. В автобусе было специальное место для нее, без сиденья. Очень удивило, что водитель на каждой остановке сам спускал и поднимал лифт, а остальные пассажиры даже малейшего нетерпения не выказывали! У нас бы давно все начали возмущаться.

И отношение чувствуется совсем другое. Уличный торговец, проходя мимо, подарил Вере стильную летнюю шляпу, которая в солнечные дни очень пригодилась. На пляжах Испании чисто, и тротуары тянутся прямо до моря, чтобы колеса не буксовали в песке.

А Вере море очень понравилось, девочка впервые увидела большую воду. До этого она научилась плавать в бассейне — водные процедуры полезны для мышц. Как рассказала ее мама, из воды Вера не вылезала. И танцевать ходила на дискотеки. Даже татуировку хной сделала! Настоящий отпуск, которого они заслужили!

— Понравилось море, — поделилась впечатлениями Вера. — И самолет, из окна смотреть особенно, города такие маленькие! Только уши закладывает...

Мода на другое кино

Европа более приспособлена для жизни людей с ограниченными возможностями, чем наша страна. Несмотря на это, в России тема инвалидов обсуждается не так широко, как следовало бы.

Кроме фестиваля «Дитя Вселенной» фильм «Сломанная кукла» получил Гран-при на международных конкурсах REC (Russian Elementary Cinema) в Киеве и в Бакалаве близ Севастополя.

— Фестиваль REC охватывает ряд городов — от Новосибирска до Лондона, — рассказывает режиссер Марисоль Галыш. — Но все они проходили во время съемок «Сломанной куклы», поэтому мы успели подать заявку в номинацию «Документальное кино» только в Киеве и выиграли Гран-при.

А после Марисоль получила приглашение в Балаклаву. Здесь у иркутской ленты были серьезные соперники — фильмы с участием профессиональных актеров и даже фильм про Андрея Миронова. Но добрая идея победила: жюри, в которое входили кинокритики, режиссеры и мастера ВГИКа, не устояли перед трогательной историей ангарской девочки.

— Работы серьезные, прямо пятки щекотали! — смеется Марисоль. — Но мы смогли. Когда я услышала после показа похвалу от жюри, это была действительно высокая оценка фильма. Их задела затронутая нами тема, о ней практически у нас не говорят. Некоторых идея возмущала: «У вас нет сердца, как можно снимать инвалида!..» Но это неправильно. Она такой же человек, как мы, думает и чувствует, радуется и расстраивается, смеется и плачет как все. Я это вижу. Хотя Вера очень терпеливый человек: когда она падает, ударяется, обжигается — не плачет. Только если задеты чувства...

В кино тему инвалидов поднимают редко. Чаще снимают фильмы о политике, об истории, об известных людях, которые внесли вклад в культуру или науку. А кто знает Веру? Обычная ангарская девочка, которая каждый день борется за жизнь, за каждую выпитую чашку чая и за каждый шаг. Через Веру Марисоль показала: нужно ценить то, что имеешь.

— В первую очередь этот фильм не для инвалидов. Он для обычных людей, — раскрыла замысел создатель «Сломанной куклы», — для того, чтобы они стремились к своей мечте. Для здоровой девочки, которая хочет танцевать, но заедает свое желание булочками. Она посмотрит фильм и скажет: «Если Вера, которая не может ходить, смогла танцевать, то и я смогу!»

В героиню фильма верили ее родители, хореографы коллектива «Шаги», съемочная группа — и она смогла преодолеть страх, выйти на сцену. И Марисоль сначала не собиралась сама браться за съемки. Но благодаря друзьям, режиссерам Олесе Васильченко и Николаю Тарханову, которые поддержали и помогли воплотить идею, она сняла «Сломанную куклу».

Для создателей ленты главное не число собранных премий, а количество людей, которые посмотрели фильм, прониклись его идеей. «Сломанная кукла» уже переведена на английский и французский языки, скоро выйдет и на испанском. На фестивалях кино смотрит узкий круг, поэтому картину решено выложить в Интернет, где любой сможет его увидеть. Для каждого он раскроет какую-то свою тему, необязательно связанную с инвалидами. Сама Вера, для которой сейчас «Сломанная кукла» — это слава, новые знакомства, путешествия, со временем откроет для себя новые стороны фильма.

Как говорит Марисоль, если хотя бы 10 человек в каждой стране будут знать Веру и желать ей добра, у нее все получится! Когда много людей думают о чем-то хорошем, это обязательно сбудется.

Метки:
baikalpress_id:  18 690