Учить и учиться по-новому

первого сентября российские школы — начальные, средние, высшие — работают по новому закону об образовании

Документ, затрагивающий все слои населения, готовили четыре года. За это время прошли многочисленные слушания, в Интернете любой желающий мог высказать свое мнение, сделать конструктивное замечание. Впрочем, споры по некоторым пунктам закона не утихают до сих пор, в частности по отмене льгот при поступлении в вузы для детей-сирот и новой схеме платы за общежитие.

Что изменил новый закон?

Исчезли ПТУ и колледжи, а среднее профобразование теперь предлагает два вида программ — подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Впервые четко определены такие понятия, как «семейное образование» и «семейные детские сады». Согласно этим пунктам, семьям, которые учат детей дома, положена компенсация некоторых расходов.

В законе вводится новое понятие — «безопасность школьной среды». Спецшколам и учебным заведениям, дающим одновременно и среднее образование, и профессию, разрешено отбирать по конкурсу одаренных детей. А при выпуске разрешено выдавать одновременно и аттестат, и диплом о профобразовании.

Новый закон гарантирует учителям зарплату не менее средней по региону, сельским педагогам — сохранение льгот по оплате услуг ЖКХ. Закон обещает: закрыть сельскую школу можно лишь после одобрения сельского схода. Если селяне возражают, местные власти обязаны сделать все возможное, чтобы сохранить школу. Все вузы — и государственные, и частные — должны участвовать в мониторинге качества образования, результаты которого будут открыты и размещены в Интернете.

А вот здесь подробнее, пожалуйста...

На вопросы, касающиеся в основном изменений в начальном и среднем образовании, мы попросили ответить заместителя министра образования Иркутской области Елену Александровну Осипову.

— Елена Александровна, была ли необходимость в принятии нового закона об образовании?

— Да, необходимость в принятии данного документа назрела давно, поскольку существующие законы устарели и перестали соответствовать преобразованиям в стране. Если обращаться к истории, то образование новой России регулировалось законом, принятым в июле 1992 года. Чуть позже, в 1996 году, вышел Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Но почти за 20 лет их неоднократно перекраивали: с 2002 года было внесено более 200 поправок, объем которых превзошел текст самих документов. Одна из целей нового закона — потребность привести российское образование к современным стандартам и вклинить его в европейское и международное образовательное пространство.

— Насколько кардинально новый закон отличается от предыдущего?

— Появилась определенная часть принципиальных нововведений. Так, дошкольное образование признается отдельным — первым — уровнем общего образования, которое будет регулироваться федеральными государственными стандартами. Здесь же еще одно новшество: отдельно выделяется образовательная деятельность и отдельно — присмотр и уход. За эти услуги и будут платить родители.

— То есть плата за детсады возрастет?

— Скажем так, учить ребенка в детсаду будут бесплатно, но за присмотр и уход за ребенком родителям придется выложить средства из собственных карманов. Напомню, что если раньше родители платили за питание, то теперь этот пункт войдет в раздел присмотра. При этом не стоит бояться, что цена вырастет значительно: сейчас правительство Иркутской области разрабатывает необходимые нормативные акты, которые позволят сохранить социальные гарантии. От себя добавлю, что если цена и поднимется, то не из-за принятия нового закона, а из-за растущих расходов на коммунальные услуги и прочее. Также могу гарантировать, что до 1 января 2014 года этого точно не произойдет.

— Что ожидает школьные уроки? Какие предметы будут платными и что останется бесплатным?

— Государство, как и прежде, обязано обеспечить каждого россиянина бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Бесплатное высшее образование — на конкурсной основе, то есть это бюджетные места в вузах. Каждому ученику, как и раньше, гарантируется учебная нагрузка в объеме не менее 21 часа в неделю в первом классе и 37 часов — в выпускном классе. При этом есть спектр услуг (и старый закон это тоже оговаривал), которые могут предоставляться на платной основе. Это предметы, которые не стоят в основной образовательной программе.

— Проще говоря — платными, как и прежде, будут только кружки дополнительного образования?

— Не все кружки, часть их входит в общую образовательную программу и фиксируется как внеурочная деятельность. Они ведутся на бесплатной основе, а с их списком можно ознакомиться на сайте каждой образовательной организации.

— «Образовательная организация» — новый термин в законе. Что это означает?

— То, что изменилось название типов и видов образовательных организаций. Так, в законе теперь не встречаются понятия «лицей» и «гимназия». На самом деле традиционные названия «лицей» и «гимназия» (особенно те, которые зарекомендовали себя как имя собственное в образовательной системе) сохранятся — в названии, как бренд. Но если до сих пор они оплачивались по особому способу, то теперь финансирование уравняли для всех по среднему нормативу за каждого обучающегося. Я считаю, что это справедливо, поскольку не всегда лицеи и гимназии отрабатывали свой статус, в том числе по результатам ЕГЭ.

— А это не лишит их стимула развиваться в инновационном плане?

— Будет вестись рейтинг по различным критериям, и лучшие могут рассчитывать на премии и гранты. Хотя, конечно же, это одна из спорных позиций в законе, которая по-прежнему вызывает много откликов от родителей и педагогов.

— Что это даст самим школьникам, ведь запись в школы ведется по территориальному признаку?

— Успешные школы имеют возможность превратиться в центры по работе с одаренными детьми, и такие дети, в свою очередь, смогут выбирать. Также закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении, где такие дети могли бы получить качественное образование без дискриминации. Замечу, что в нашем регионе подобные школы уже успешно работают — в Иркутске, Ангарске, Зиме, Шелехове, Усть-Куте и Тайшете, и наш опыт дистанционного обучения детей-инвалидов признан одним из лучших в стране; сегодня у нас учатся 536 таких детей.

— Что еще нового прописано в законе?

— Впервые прописаны понятия сетевого и электронного обучения: оно может быть использовано на всех уровнях образования. Новшество в области ЕГЭ — результаты будут действительны в течение четырех лет. Появилась статья, которая защищает интересы педагогов: если раньше государство было обязано ребенку, то теперь ответственность несет семья. Также закон дает более широкие полномочия школам — упрощается процедура исключения ребенка из школы. Теперь руководство школы самостоятельно принимает решение и просто ставит в известность территориальную комиссию по делам несовершеннолетних. Впрочем, это крайняя мера, к которой будут прибегать только в том случае, если со стороны родителей и самого ребенка не будет никакой заинтересованности в продолжении обучения. За систематическое плохое поведение и только тогда, когда были приняты все меры, тоже будут исключать. Кроме того, отдельные статьи закона посвящены статусу учителя, где четко обозначены позиции профессионального педагогического стандарта, на основании которых будут осуществляться прием и аттестация.

Метки:
baikalpress_id:  33 971