Не клубникой единой

Пятый ягодный фестиваль в Байкальске заставил задуматься о том, насколько город готов к развитию туризма

Главная задача фестиваля — привлечение в Байкальск туристов, мечтающих полакомиться свежей ягодой и другими ароматными деликатесами. И таких путешественников становится все больше. Этим летом, к примеру, на фестивале побывало около десяти тысяч гостей не только из городов нашей области, но также из Читы, Улан-Удэ и даже из Москвы. Как и в прошлом году, уже за несколько дней до праздника в гостиницах были забронированы все места. Между тем сами жители Байкальска все еще не верят, что клубничный фестиваль способен стать альтернативой БЦБК, который в скором времени должны окончательно закрыть. И причины их скепсиса вполне понятны.

 Программа фестиваля «Виктория-2013» в этом году, как обычно, была
насыщенной. Гости могли посетить музей рукотворных фигур и посмотреть шоу
резчиков по дереву, побывать на первенстве по русским шашкам, пляжному
волейболу, мини-футболу, настольному теннису и боксу. В субботу здесь разрезали
40-килограммовый церемониальный пирог с клубникой, отведать его мог каждый
желающий. В ночное небо фестиваля были запущены «клубничные» фонарики. Были и
новшества: в этом году в рамках фестиваля прошли Дни индийской культуры. Для
всех желающих проходили мастер-классы по медитации и нанесению биотатуировки
хной, женщины могли примерить национальную индийскую женскую одежду — сари.

— Праздник клубники обязательно станет традиционным, и мы со стороны
администрации делаем все для того, чтобы его не потерять, — с энтузиазмом
говорит Оксана Никонова, заведующая отделом молодежной политики, спорта и
туризма администрации города Байкальска. — Более того, надеемся, что в будущем
Байкальск станет фестивальным городом. Уже со следующего года мы планируем
организовать череду фестивалей — с 1 июля по 30 сентября здесь будут проходить
праздники, плавно переходящие один в другой. Среди них — литературный,
спортивный, сельскохозяйственный, музыкальный...

 Гости ягодного фестиваля активно приобретали сувениры от местных
умельцев. Все предметы пропитаны сочной темой: трикотажные, деревянные,
керамические и, конечно же, кулинарные изделия — все здесь с клубникой. Свежую
ягоду даже во время фестиваля можно найти и купить только на федеральной трассе.

— Да куда мы от своих участков отойдем! — восклицает дачница садоводства
«Строитель» Любовь Петровна Черных. — Если хоть на день уйдем, к нам тут же на
участок залезут. Да и удобнее нам здесь: все, что собрали, тут же и продаем.
Машин много мимо проходит, мы никогда обратно ягоду не приносим. Так что лично
мне фестиваль особо и не нужен.

Те, кому фестиваль нужен, это работники гостиничного бизнеса, кондитеры и
всевозможные умельцы, использующие атрибутику фестиваля для продвижения своего
товара. Но и они согласны, что скоротечная ярмарка не способна обеспечить
заработком на весь год.

— У горожан нет особой радости по поводу закрытия комбината, — говорит
жительница Байкальска Лидия Федоровна. — Еще недавно здесь жили 15 тысяч
человек, сейчас уже осталось 10 тысяч. Мы тоже за природу, но нам хотелось бы,
чтобы здесь появилось альтернативное БЦБК предприятие. Пугает нестабильность:
сегодня людей сокращают, а завтра опять набирают. Устали мы от обещаний...

— Один из проектов развития территории после закрытия комбината состоит как
раз в развитии производства земляники на байкальском берегу, — говорит Оксана
Никонова. — И нет никаких сомнений, что в Байкальске можно создать маленькую
Швейцарию. Город расположен очень компактно — рядом проходят и федеральная
трасса, и железная дорога, поэтому до нас очень легко добраться. И здесь
по-настоящему красивые места. Необходимо привлекать туристов, бороться с
мертвыми сезонами: это октябрь — ноябрь и апрель — май. Сложно загадывать, что
же будет дальше, но уже сейчас ясно — на одной ягоде город не выживет.
Необходимо придумать что-то еще.

Кстати, урожай ягоды, говорят садоводы, весьма непредсказуем и полностью
зависит от погоды. Так, в прошлом году продавать клубнику-землянику начали уже с
6 июля, а нынче только с 14-го — просто потому, что лето выдалось холодное и
дождливое. Но на самой ягоде, впрочем, это не сказалось — она по-прежнему
вкусная. И дорогая. Пятилитровое ведерко еще неделю назад стоило 1200 рублей.
Сейчас его можно купить за 700. К тому времени, когда ягода начнет отходить
(недели через три), полакомиться байкальской гордостью можно будет уже и за 500
рублей. Вот и считайте, сколько ягоды с одного участка должна собрать, а затем
продать семья из трех человек, чтобы обеспечить себя. Думаю, не меньше тысячи
ведер. Но это нереально. Поэтому нужен хотя бы еще один источник дохода, и
желательно круглогодичный.

Красные ягоды, которые байкальчане называют викторией, а приезжие —
клубникой, по-научному называются крупноплодной садовой земляникой. Поэтому и
фестиваль должен называться земляничным.

Метки:
baikalpress_id:  18 417