Торжество плуга

На стадионе райцентра Новонукутского состоялся областной культурно-спортивный праздник Сабантуй

Поплясать, попеть, показать удаль молодецкую, позабавиться да вкусно поесть — наверное, у любого народа есть гуляния с таким набором развлечений. Достаточно вспомнить славянскую Масленицу, бурятский Сур-Харбан или среднеазиатский Новруз... Татаро-башкиро-чувашский Сабантуй — из этого же числа. Его истоки уходят в стародавние времена, а возникновение, по предположению историков, связано с аграрной темой: наши предки пытались задобрить духов плодородия, не забывая при этом и о самих себе. Ритуал назвали соответственно: плуга торжество («сабан» и «туй» — по татарски). Изначально праздник проводили перед началом весенних работ (в апреле), потом перенесли на лето — на время, когда посевная уже закончилась, а покос еще не начался.

В многонациональной Иркутской области существует более трех десятков
населенных пунктов с преимущественным проживанием татар, башкир и чувашей. И
конечно, Сабантуй в них отмечали всегда. Правда, чаще всего скромненько — в
пределах деревни или села.

— Доподлинно известно, что в 1951 году праздник проводился в деревне Сенная
Падь Заларинского района. Сей факт подтвержден документально — фотографиями, —
рассказывает Фагиля Тенчикова, которая руководит в Иркутске Татарским
интеллектуальным клубом. Его сотрудники занимаются исследованиями в области
литературы, истории, краеведения, поддерживают связь с подобными организациями в
других регионах страны.

На широкий простор, по словам Фагили Хасановны, Сабантуй в Приангарье начал
выходить в конце 80-х годов прошлого века. В 1988 году торжества были
организованы в селе Хохорск Боханского района, а через год — в деревне Люры,
Баяндаевского. Первый же праздник, получивший статус областного, прошел в июле
1990-го в Хоктойской долине Осинского района. С тех пор он проходит регулярно —
его принимали деревни и села Нижнеудинского, Заларинского, Черемховского и
многих других районов области. Последние три года местом проведения областного
этапа был Иркутск. Теперь вот добрались и до нукутской земли. Причем совсем не
случайно. В этом году праздник проходит под знаком сразу трех столетних юбилеев:
круглую дату отмечают село Хареты и деревня Новоселово Нукутского района и
находящаяся здесь же, поблизости, деревня Шаховская Аларского района. Все они в
народе называются татарскими.

Несмотря на отдаленность поселка Новонукутского, областной Сабантуй собрал
довольно внушительное число участников: приехали творческие коллективы и
спортсмены из 14 национальных культурных центров городов Иркутска, Ангарска,
Саянска, Усолья-Сибирского; Боханского, Баяндаевского, Заларинского, Осинского,
Аларского районов. Главным отличием нынешнего праздника от предшественников
стала богатая программа конных состязаний. Местный ипподром находится рядом со
стадионом, и все желающие могли увидеть в деле почти сотню быстроногих животных
— всего было проведено 14 заездов и скачек. В остальном все как обычно:
танцевальный, певческие и кулинарный конкурсы, соревнования силачей-гиревиков,
волейбольные поединки и масса разных развлекаловок — от веселой эстафеты (бег с
ложкой в зубах, на которой лежит яйцо, бег с двумя полными ведрами на коромысле,
прыжки в мешке и т. д.) до сражений на бревне, где оружием является мешок с
соломой.

Как всегда, наибольшей популярностью пользовался турнир по национальной
татарской борьбе на поясах — куреш. В этот раз на ковре доминировали спортсмены
иркутской киргизской диаспоры, взявшие ровно половину первых мест в основных
соревнованиях (3 из 6), а также главный приз в самой престижной абсолютной
категории — живого барана. В борьбе за барана (по емкому определению самих
борцов) преуспел Чолпонбек Жымыев. Лучшими, каждый в своем весе, стали Нурик
Кочкабаев, Донот Апсамаматов, Куштарбек Алпамышев (все — Кыргызстан), Илья
Данилов, Андрей Жербаев (Нукутский район) и Михаил Еремеев (Боханский
район).

Метки:
baikalpress_id:  18 382
Загрузка...