Книжкины уроки

Современные дети читают, как и раньше, много. В этом уверена лучший библиотекарь Иркутска Наталья Корнацкая

В конце мая в Иркутске прошел конкурс среди работников библиотек. Это было первое подобное состязание, участие в котором приняли 15 человек. Лучшим библиотекарем 2013 года была признана заведующая организационно-методическим отделом по работе с детьми и юношеством муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система города Иркутска» Наталья Корнацкая. Мы встретились с победительницей, чтобы узнать у нее, каким в наш век компьютеров и Интернета должен быть хороший детский библиотекарь. А также о том, что читают современные дети.

— Я вообще-то педагог по образованию, — с улыбкой встречает меня Наталья
Корнацкая в фойе Центральной детской библиотеки на бульваре Постышева. —
Библиотекарем я стала совершенно случайно, но очень рада такому повороту судьбы!

После девяти лет работы учителем начальных классов Наталья Корнацкая пришла
заведовать библиотекой № 2 в предместье Рабочем.

— Было ли мне жалко оставлять профессию учителя? — задумывается Наталья. —
Да, жалко! Однако человек должен пробовать что-то новое в своей жизни. Конечно,
с библиотекарями я сталкивалась до этого, когда приезжала в библиотеку со своим
классом и приобщала ребят к чтению. Но сама суть работы была для меня не
известна, и мне пришлось заново учиться.

Это только кажется, что работать библиотекарем просто: сиди, мол, и книжки
выдавай. Однако каждую книгу надо записать, а после знать, где она стоит, чтобы
быстро найти. Нужно соблюдать порядок в фонде, уметь пользоваться
систематической картотекой статей, каталогом, уметь вести документацию и учет
посетителей: сколько пришло, какие книги и кто взял. И такая работа — ежедневно.

— Сейчас в фонде детской библиотеки больше 40 тысяч книг, — говорит Наталья
Корнацкая, которая работает здесь с 2004 года. — И каждые три месяца он
пополняется новыми книгами.

— Наталья, как вы считаете, современным детям нужна библиотека? Ведь
создается впечатление, что им только кино да Интернет подавай.

— Тот факт, что к нам ежедневно приходит по 60 человек, говорит сам за себя.
И я не стала бы так категорично утверждать, что сегодня дети и подростки совсем
не читают. В том же Интернете они что делают? Тоже читают! Просто чтение в наши
дни уже выросло за рамки книг — дети читают в ридерах. Другое дело, что
библиотекам сложно угнаться за техническим прогрессом. Любая новинка на книжном
рынке до нас доходит только через годы, а дети уже узнают о ней через тот же
Интернет...

— Что читают современные школьники?

— Да все подряд! Знаете, раньше их ругали за то, что они читают фэнтези,
детективы и страшилки в жанре хорор. Но лично я считаю, что ничего плохого в
этом нет. Им ведь нужно время от времени отвлекаться от серьезных знаний,
которые преподают в школе. Вот они и приходят к нам, чтобы окунуться в мир магов
или юных сыщиков.

Кроме того, это раньше был дефицит детской литературы. Читали в основном
советских классиков — Успенского, Остера, Носова. А они, надо отметить, не
всегда понятны современным школьникам, ведь там много непонятных слов, таких как
«пионеры», «комсомол» и прочих. Сейчас же появилось очень много современных
писателей, в том числе иркутских — например, Алексей Зверев, Софья Бунтовская,
Юрий Баранов. И даже писатели, которые писали раньше только для взрослых,
переключились на детскую аудиторию. Поэтому можно смело говорить: детям есть что
почитать.

Другое дело, что сейчас много переизданий иностранных книг и поэтому сложно
отследить качественную детскую литературу. В этом нам помогают сайты российских
библиотек, мы подбираем фонд в соответствии с их рекомендациями.

— Какой должна быть качественная детская литература?

— Как бы это банально ни звучало — главное, чтобы она учила добру и моральным
принципам, чтобы несла свет и прививала духовные ценности.

— Но может ли фэнтези с этим справиться?

— Безусловно. Ведь там все то же — борьба добра со злом. Просто сегодня эта
борьба приправлена мистикой, которая сейчас востребована молодежью. Если Тимур и
его команда были очень реалистичными произведениями, то современные книги несут
некий уход от реальности.

— А это хорошо?

— Все хорошо в меру. К тому же это все переходное, они все равно из этого
вырастут, насытятся и уже пойдут на более высокий уровень — будут, к примеру,
читать фантастику.

— Наталья, а как приобщить ребенка к чтению?

— Психологи и педагоги настаивают на том, что чтение было и остается главным
двигателем развития личности. Книги дарят полет фантазии, развивают мышление. А
приобщать надо только личным примером. И разговаривать с детьми о
прочитанном.

Метки:
baikalpress_id:  18 173