Высший пилотаж

Титулованные рабочие строят российские самолеты

Накануне Первомая на Иркутском авиационном заводе воцаряется олимпийское настроение. Девиз, правда, чуть отличается — «Точнее! Лучше! Быстрее!» Это конкурс «Мастер-золотые руки», нерушимая традиция предприятия, проводится среди рабочих-авиастроителей. В нем участвуют специалисты в возрасте 25—27 лет со стажем работы до 4 лет, уровнем квалификации — не выше 4-го разряда. Вот, пожалуй, и все ограничения. Свято соблюдается принцип добровольности. К нему в придачу — желание проверить свои силы, показать себя. И таких рабочих на ИАЗе немало. Это «олимпийское» движение охватывает весь завод — начиная с цехов подготовки производства, где изготавливают сборочную оснастку и приспособления, для того чтобы создать с их помощью самолет, и заканчивая специалистами по покрытию, которые красят готовые боевые машины.

 Один из самых массовых конкурсов прошел в минувшую субботу в
механосборочном производстве. 80 парней — токарей, слесарей, фрезеровщиков,
операторов современных станков с программным управлением — ровно в 8.00
приступили к выполнению конкурсных заданий на территории пяти цехов.
Токари-универсалы встретились в цехе № 227. Как и положено, станки каждому
достались согласно жеребьевке, были выданы одинаковые наборы инструментов,
чертежи деталей, заготовки, таблицы допусков. Загудели тяжелые механизмы.
Поехали!

 — Ребята должны согласно чертежу изготовить деталь гидросистемы
самолета. Ненастоящую, конечно. В реальном производстве такие мы не делаем, —
поделился начальник цеха Андрей Госперский. — Однако в ней собраны все элементы,
которые должен уметь выполнять токарь.

 Ну почти как в фигурном катании, думаю. Аксель и тройной тулуп — против
снятия фаски и зенкования отверстий. И все это должно быть сделано с
установленной чертежом точностью. Смотрю на ребят, которые склонились над
токарными станками, и в памяти всплывают фотографии времен послевоенных: станки
мало чем отличаются от первенцев отечественного машиностроения, по крайней мере
внешне. Следующий вопрос, таким образом, родился сам собой: а не устарела ли
профессия токаря?

 — Понимаю, о чем вы, — улыбается Госперский. — Ничуть! На мой взгляд,
это необходимый этап становления высокопрофессионального рабочего. Мастерство
приходит через руки: вот научится чувствовать станок, освоит навыки заточки
резцов, а потом можно и на оператора станка с программным управлением учиться.

 Кстати, на конкурсе были и совсем молодые парни, лет по восемнадцать.
Традиционно выставляют своих участников профессиональное училище № 2 (ныне
называется Иркутским техникумом авиастроения и металлообработки), Иркутский
авиационный техникум, машиностроительный колледж ИрГТУ. Серьезные ребята,
настроенные если не победить, то как минимум уложиться в отведенные на
изготовление детали 100 минут. На равных с кадровыми рабочими.

Фрезеровщики — не менее почетная специальность на заводе. — Это тяжелая
работа, — рассказывает Сергей Фадеев, начальник цеха № 201, он же председатель
жюри. — У фрезеровщика должно быть очень развито пространственное воображение,
ведь во время работы надо представлять себе деталь в объеме. Чтобы стать
нормальным фрезеровщиком, надо года три-четыре отработать на производстве.

 И словно предвкушая наивные вопросы об актуальности этой специальности,
веско добавляет: — Хорошие универсалы будут нужны всегда. Операторы
высокопроизводительного оборудования — белая рабочая кость, с виду фасонистые
такие парни, тоже волнуются и ошибаются. Ибо, несмотря на то, что выполнение
сложной детали занимает всего 90 минут, знать и уметь надо многое.

 — Установил заготовку, потом провел необходимые настройки согласно
карте наладки, — описывает этапы работы оператор ВПО Евгений Заматкинов и
показывает на длиннющие колонки знаков и циферок на мониторе стойки: — Смотрите,
вот 5 этапов обработки условной детали «диафрагма». Слесари механосборочных
работ склонились над тисками в относительной тишине слесарно-сварочного цеха.
Работа-то ручная, почти ювелирная. В качестве заготовки им выдали плоский
кусочек из листовой стали в форме подковки 7х6 см. Трудно представить, что из
нее можно сотворить слесарную фантазию с несколькими классными отверстиями,
пазами, фасками, еще и с установленной шероховатостью.

 — Мне кажется, задание легче, чем в прошлом году, — разговорился
участник Михаил Якубовский уже после сдачи готовой детали контролерам. — В
прошлый раз моя деталь была забракована. Сегодня, надеюсь, результат получше
будет. По мере того как рабочие сдавали готовую продукцию, основное действо
конкурса переместилось к столам контролеров. Сотрудники бюро технического
контроля (БТК) цехов, вооруженные всевозможными калибрами, штангенциркулями и
острым профессиональным чутьем, «препарируют» каждую деталь. Слесарные творения,
к примеру, проверяют по 17 параметрам! — Чудес не бывает, — разводит руками
начальник БТК одного из цехов механосборочного производства Наталия Ларченко. —
Ребята, первыми сдавшие детали, как правило, в чемпионы не выходят: спешка,
волнение дают себя знать. Кстати, после того как поработали руками, участники
сдавали теоретический экзамен по своей специальности. Небольшой тест, всего-то
из пяти вопросов, четыре из которых непосредственно по специальности, а
последний вопрос — лотерея. Кому как повезет: из области техники безопасности,
бережливого производства и даже истории завода. И если с ТБ (каждый знать
обязан) и бережливым производством (успешно внедряется во всех подразделениях
завода) все понятно, то историю предприятия пришлось проштудировать. Фрезеровщик
Андрей Коренев рассказывает, что с интересом читал толстенную книгу по истории
завода, выпросив ее на один день в приемной начальника цеха. Правда, вопросов по
истории не попалось. Но это неважно — все равно набрал по теории высший балл.
Кстати, в тот день удача была на его стороне. Андрей ранее дважды участвовал в
конкурсах — и все мимо призовых мест. А в этот раз деталь сдал первым, и она,
вопреки статистике БТК, оказалась самой качественной. Получил-таки с третьего
захода титул «Мастер — золотые руки»!

 И вот финальный «свисток». В цехах торжественно были оглашены 12 имен
призеров, занявших почетный рабочий пьедестал. Сертификаты на существенные
суммы, дипломы победителей, почет и уважение, а также возможное решение
квалификационной комиссии подразделения ходатайствовать о внеочередном повышении
разряда — это все традиционно и само собой разумеется. Главное у молодых рабочих
уже есть — гордость за профессию, осознание важности и нужности своего труда и
золотые руки.

Метки:
baikalpress_id:  33 957