Окно в небо

Вот уже больше 20 лет в Ангарске существует единственный в Сибири клуб легкой авиации

Жителей Ангарска трудно удивить парящими в небе дельтапланами — в городе нефтехимиков стальные птицы уже давно стали привычным явлением. Едва наступают теплые весенние дни, как они начинают кружить в небе. Дельтапланеристы — почетные гости на каждом городском празднике. При этом они не только развлекают публику, но и помогают горожанам искать пропавших людей и машины. По сути, дельтапланы — это визитная карточка не только Ангарска, но и всего Приангарья. Сегодня клуб легкой авиации «Окно в небо» — единственный от Урала до Дальнего Востока.

Разбор полетов

Дельтапланеризм — немногочисленный вид спорта, прежде всего потому, что это
опасно и дорого. Как говорят сами пилоты дельталетов, мыслить им приходится в
трехмерном пространстве, а это нелегко. Ведь даже автомобиль не каждый способен
водить. Желающие управлять воздушным судном обязаны не только хорошо разбираться
в технике (исправность любой машины с мотором — залог безопасности), но и на
«отлично» знать метеорологию. Любой внезапный порыв ветра способен стать
причиной крушения. Тренажеров не существует (во всяком случае, у нас), все
приходится осваивать непосредственно в небе.

Не менее важный аргумент — финансы: средняя стоимость двигателя (мощностью
50—60 л. с.) — 150 тыс. руб. Крыло обходится в 90—150 тысяч. И еще 100 тысяч —
это кузов, который дельтапланеристы между собой называют телегой. В итоге
стоимость одного аппарата составляет не менее 450 тыс. руб. А состоятельными
людей, увлеченных дельтапланеризмом, назвать нельзя. Сами они шутят, что у них
просто куча долгов и семьи голодные. Если серьезно, то к своему хобби многие из
них идут годами, приобретая нужные детали постепенно, а некоторые даже
предпочитают строить дельтапланы самостоятельно.

Мотодельтаплан может летать на большой высоте, однако разрешено это делать
только на высоте 300 метров и далеко не везде. В результате людей, способных
управляться с дельталетами, в Иркутской области всего 30—40 человек. —
Регулярные полеты над Ангарском объясняются, в том числе, и географическими
особенностями, — рассказывает президент клуба «Окно в небо» Евгений Лузов. — Над
Иркутском летать запрещено: только зимой в Ершах (иркутяне поэтому и летают
зимой, что им больше негде) да еще в Оеке. Далековато от города! А у нас
официальная площадка прямо в черте — картодром за старым Китойским мостом. Там
не только мы собираемся, но и авиамоделисты, и парапланеристы... Каждые выходные
такая толпа собирается, что становится тесно!

Совсем другая жизнь

Необыкновенный интерес к дельтапланам одной географией, конечно, не
объяснить. Для сравнения: в отдельных городах региона, таких как Усолье, Братск
и даже Иркутск, число дельтапланеристов не превышает 3—4 человек. В клубе «Окно
в небо» только официальных членов 16! И здесь постоянно появляются новые люди —
одни горят желанием научиться управлять дельталетом, другие — полетать на
пассажирском сиденье. Очень много молодых людей, которые приходят просто из
любопытства и остаются надолго. Держится все, конечно же, на энтузиастах, к
которым можно смело отнести и Евгения Лузова — он стоял еще у истоков появления
ангарских дельтапланеристов. История самого вида спорта начинается в далеких
60-х годах, когда и был, собственно, изобретен дельтаплан. Однако в России
широкое распространение он получил только в начале 80-х годов. В Ангарске в 1984
году появился первый любительский клуб легкой авиации, а вскоре под свое крыло
его взял местный ДОСААФ. Следующие несколько лет, вплоть до развала Советского
Союза, были золотым веком для любителей любых летающих аппаратов. В 1987 году,
когда появились первые тележки с моторчиком, была открыта секция
дельтапланеризма, объявлен набор, в том числе и на детское отделение, и все
начинания щедро спонсировались из государственной казны. Летали тогда, конечно,
на простых самодельных дельтапланах, но радости от этого было не меньше.

В начале 90-х ситуация изменилась, и большинство спортивных секций во всех
городах страны прекратили свое существование. Для любителей дельтапланов в
Ангарске тоже наступили трудные времена. Вспоминают, что боялись даже выходить
на улицу, чтобы у них не отобрали помещение. Естественно, ни о каких полетах и
речи не было. Тем не менее поклонники неба регулярно встречались, продолжая
лелеять свою мечту. Евгений Лузов пришел в клуб в 87-м и, несмотря на многие
трудности, с которыми ему пришлось столкнуться в течение последних 25 лет, по
сей день продолжает покорять воздушные просторы.

— Там, наверху, совсем другая жизнь, — говорит он с улыбкой. — С тех пор как
я впервые полетел, прошло много лет, и сложно уже объяснить — зачем мне все это
надо. Могу только сказать, что, когда мотор заглушишь, кроме свиста ветра,
ничего не слышно. Тишина. Благодать!

На вопрос, почему он не летает, скажем, на других летательных аппаратах, в
том числе без мотора, Евгений отвечает: все дело в скорости и маневренности.
Мотодельтаплан, по сути, тот же самолет. Его крейсерская скорость — 80—90 км/ч,
максимальная 130—140. Поэтому ангарчане летают не только над городом. Они
проложили маршруты до Ольхона, до Аршана — напрямик, через Саяны. Одной заправки
мотодельтаплану с полной загрузкой (пилот + пассажир) хватает более чем на 3
часа полета. А если заправляться по пути (для этого можно садиться прямо на
дорогу и заправлять мотодельтаплан на АЗС, как обычное авто), то летать можно
сутками. Так, в 2004 году члены ангарского клуба долетели до Нижнего Новгорода,
где проходил чемпионат по дельтапланеризму. Расход бензина при этом зависит от
погоды, но при хорошем раскладе на три часа полета хватает 40 литров.

Открывая небо

Собираются члены клуба «Окно в небо» в своем гараже, в самом центре города.
Здесь же большинство из них ставят свои «тележки» — их девять штук. Тут они
общаются, тут же мастерят самодельные аппараты (интересно, что в одной из комнат
огромное место занимает плац с выкройкой крыла). Отсюда же они выезжают на
полеты.

И хотя сейчас на развитие дельтапланерного спорта денег никто не дает,
благодаря силам ангарских энтузиастов он не просто выжил в городе, но и получил
новое развитие. Пилотов приглашают к сотрудничеству как представители городской
администрации, так и работники силовых ведомств — ни в каком другом городе
Приангарья так не делают. На городских праздниках с дельтапланов, например,
разбрасывают листовки, запускают пиротехнику. Сотрудники полиции просят
разыскать пропавшие машины и найти людей. В пожароопасный период члены клуба
высматривают в лесу очаги возгорания. Любят дельтапланеристов и простые горожане
— они не только машут летчикам с земли, но и катаются в качестве пассажиров.

— Согласитесь, приятно помахать рукой своим знакомым с неба, — улыбается
Евгений. — Или, например, бросить с неба букет цветов к ногам любимой. Конечно,
с высоты уже ста метров человек выглядит как муравей, поэтому совершенно
непонятно, что внизу люди творят. Впрочем, в случае необходимости мы можем и в
полуметре от земли пролететь.

В мае дельтапланеристы официально открывают сезон, хотя каждый из них
начинает летать, едва только начинает теплеть — в марте-апреле. И поскольку
авиация не терпит одиночек, члены клуба «Окно в небо» приглашают в свои ряды
всех, кому интересна тематика реальных полетов на аппаратах, попадающих в
категорию сверхлегкой (СЛА) и легкой авиации (ЛА). Они будут рады всем, в том
числе и жителям других городов Иркутской области.

Метки:
baikalpress_id:  17 984
Загрузка...