Шаракшинова Надежда

Уроженка села Бохан стала первой буряткой, которая сумела получить звания профессора и доктора наук

Основательницу кафедры бурятской филологии ИГУ Надежду Осиповну Шаракшинову называли профессором от Бога. Доктор филологических наук и автор более 10 монографий, учебников, свыше 150 научных статей, она стала первым в стране дипломированным ученым в области бурятской филологии и фольклористики. Сегодня невозможно переоценить ее вклад в изучение эпического творчества бурят: в бурятском фольклоре практически нет жанров, которые остались вне поля зрения ученого. Плодотворную исследовательскую работу Надежда Осиповна Шаракшинова сочетала с преподавательской деятельностью в университете, привлекая к сбору фольклорных произведений студентов и сельскую молодежь и пробуждая тем самым у них живой интерес к истории родного края. Она объехала всю Бурятию и Забайкалье, несколько раз побывала в экспедициях в Монголии.

Когда наука в крови

«Крохотная, хрупкая, миниатюрная женщина, невеличка, как говорят о таких в
народе, Шаракшинова обладала могучей силой духа. Бурятский народ отдал ей едва
ли не все свои лучшие национальные черты. Мудрая и заботливая мать. Любимая и
любящая. Добрая. Умнейшая. Талантливая. Самоотверженная. Нежная. Мужественная.
Работящая. Справедливая. Обаятельная. Решительная. Высоконравственная...» — так
вспоминал о Надежде Осиповне Шаракшиновой ее коллега, преподаватель факультета
филологии и журналистики ИГУ, доктор наук Владимир Владимирцев. Впрочем, с такой
же теплотой об этой необычной женщине отзывались все, кто ее знал: родные,
коллеги, друзья, студенты.

Родилась Надежда Шаракшинова 30 сентября 1915 года в Бохане. Ее научные
интересы и вкусы определились очень рано, под непосредственным влиянием отца —
Осипа Ивановича, приват-доцента Императорской Казанской духовной академии,
позднее учителя школы II ступени. Осип Иванович был знатоком устной народной
поэзии, жизни и быта, обычаев и обрядов родного народа. Кроме того, он знал
греческий, арабский, латинский, немецкий, английский, французский и
старомонгольский языки. Он выучил маленькую Надежду старомонгольскому языку,
который тогда мало кто знал, а также немецкому и французскому. Несмотря на то,
что он ушел из жизни, когда Надежде Осиповне было только 9 лет, все это во
многом определило интересы и судьбу девочки. В 15 лет Надежда окончила школу и
начала преподавать в школах Усть-Тарасы и Заглика Боханского района. Очень скоро
талантливую девушку, отлично владевшую монгольским и русским языками пригласили
в Улан-Удэ. Учебу в Бурятском пединституте она успешно совмещала с преподаванием
русского и старомонгольского языков монгольским студентам на Монголрабфаке. В
это же время Надежда Осиповна вышла замуж (после в браке у нее родилось четверо
детей, трое из которых впоследствии пошли по стопам матери и стали докторами
наук).

Пединститут Надежда Осиповна окончила с отличием в 1937 году. В суровые годы
войны Шаракшинова работала заведующей отделом агитации и пропаганды Боханского
РК КПСС, а с 1942-го по 1945 год — секретарем Осинского РК КПСС. Непреодолимое
желание посвятить себя любимому делу — изучению устной народной поэзии, привело
ее в конце 1945 года в аспирантуру Института востоковедения в Ленинграде. Здесь
она вплотную занялась научной работой и уже в 1950 году защитила кандидатскую
диссертацию на тему «Героический эпос бурят Усть-Ордынского округа». После чего
стала первым дипломированным ученым в области филологической науки и
фольклористики из числа женщин-буряток.

Дочь своего народа

Первые шаги в научной деятельности Шаракшиновой совпали с очень сложным
периодом в отечественной фольклористике. Следует отметить, что в середине XX
века в Советском Союзе в некоторых научных и общественных кругах эпические
произведения других народов рассматривались как феодально-ханский эпос. Борьба
обкома партии против эпоса «Гэсэр» развернулась в конце 40-х — начале 50-х
годов. Тогда национальный бурятский эпос называли антинародным, феодальным
элементом. Ученых, защищавших литературный памятник, снимали с должностей,
преследовали как экстремистов, даже изгоняли за пределы республики. Не обошло
это преследование и Надежду Осиповну, которая утверждала, что «Гэсэр» —
несомненно народное, самобытное бурятское произведение. Итогом «клеймения
позором» стало торжество борцов за чистоту коммунистической идеологии: Надежду
Осиповну уволили с работы. Но травля на этом не закончилась, и Надежда была
вынуждена уехать в Иркутск.

Через три года на одной из научных конференций Надежда Шаракшинова выступает
с докладом в защиту «Гэсэра», отстаивая подлинную народность произведения. В
конце концов «Гэсэр» был полностью реабилитирован, а Надежда Осиповна признана в
научном мире как настоящий ревнитель бурятской культуры. Позже, в 1995 году, она
была одним из инициаторов и активным участником празднования 1000-летия
«Гэсэра».

Впрочем, вклад Шаракшиновой в изучение всего эпического творчества бурят
неоценим. Предметами ее специальных исследований стали мифы, загадки, народные
песни, вопросы шаманизма, легенды и предания бурятского народа. Первые
результаты исследований были изложены ею в работе «Героический эпос бурят»
(1968). Изучив современное состояние жанра, Шаракшинова впервые дала
исчерпывающую научную характеристику эпосу бурят, отметила его особое место
среди прочих монгольских эпосов. При этом выделила три основные группы
героических сказаний: эхирит-булагатские, хоринские и унгинские.

В 1951 году Надежду Осиповну приняли в Иркутский госуниверситет. В это же
время она опубликовала множество трудов, продолжала изучать фольклор, собирая
материал, ездила по селениям Бурятии, записывала народные песни, сказки,
улигеры. Ей повезло: она застала в живых знаменитых певцов эпоса того времени —
Аполлона Тороева, Парамона Дмитриева, Папы Тушемилова. Сегодня на работы Надежды
Осиповны ссылаются не только фольклористы, но и специалисты смежных дисциплин —
историки, этнографы, культурологи, лингвисты. Один из самых крупных трудов
Надежды Шаракшиновой — книга «Бурятский фольклор». В ней Надежда Осиповна не
только собрала огромное количество фольклорного материала, но и проанализировала
и обобщила его. Надо отметить, что до этой работы бурятская мифология совершенно
не была изучена. После выхода в свет «Бурятского фольклора» прошла целая эпоха —
более 40 лет, а эта книга в национальной фольклористике остается единственным
трудом такого масштаба.

В 1970 году Надежда Осиповна сумела отстоять бурятское отделение ИГУ перед
обкомом КПСС, которое в то время пыталось закрыть отделение, созданное в 1944
году, «за ненадобностью». Сегодня, по словам преподавателей, желающих стать
специалистами-языковедами больше, чем обычно, и в том, что бурятское
языковедение развивается, большая заслуга Надежды Осиповны Шаракшиновой.

Всеобщее признание

Надежда Осиповна была еще и замечательным педагогом. Шаракшинова готовила
молодые научные кадры не только для России, но и для Монголии. Она награждена
медалями Президиума Народного хурала МНР «Найрамдал» (1967), «50 лет монгольской
революции» (1973), Почетным знаком ЦК Ревсомола МНР (1981). Труды
Н.О.Шаракшиновой были высоко оценены и получили всеобщее признание, а ее статьи
печатались в Югославии, Монголии, Китае, Франции.

В 2000 году Надежды Осиповны не стало. До последних дней жизни она сохраняла
широту и ясность научной мысли, огромную работоспособность, общительность,
доброжелательность и жизнерадостность. В память о ней в 2001 году на здании, в
котором размещается филологический факультет ИГУ, установлена мемориальная
доска. А на родине Надежды Шаракшиновой, в селе Бохан, открыт музей, где на
сегодняшний день представлено 62 экспоната, рассказывающих о жизни этой
удивительной женщины.

Наталья Федотова. Фото предоставлено факультетом филологии и журналистики
ИГУ.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments