Пираты с Ангары

В основе удивительных фигур иркутянина Виктора Размолодина — изношенные детали автомобилей и прочий металлолом

Проезжая по объездной дороге в Кузьмихе, водители невольно притормаживают, пытаясь более детально рассмотреть скульптурные композиции, выставленные у шиномонтажной мастерской на въезде в автостоянку, и лишь раздраженное «фа-фа» других машин заставляет ценителей прекрасного снова надавить на педаль газа. Хотя посмотреть есть на что: пираты, викинги, динозавр и многое другое — все это дело рук охранника автостоянки Виктора Размолодина, организовавшего импровизированную выставку вдоль оживленной трассы.

Чашу нашего любопытства переполнила свежевыкрашенная карета, которая
появилась совсем недавно. При ближайшем рассмотрении она оказалась... нет, не
тыквой — мангалом. Столь оригинальное оформление привычного прибора для
приготовления шашлыка не приходилось видеть раньше, поэтому несравнимо больший
эффект произвел другой мангал, но уже в виде парусника. Предметы изготовлены
методом ковки, этим они и отличаются от других фигур, состоящих из отслуживших
свой срок автомобильных дисков, тормозных колодок, рессор, пружин, стоек и т. д.

— Виктор, что подвигло вас заняться изготовлением фигур?

— Мы работаем сутки через двое, и, чтобы убить время, решил попробовать.
Металлолом, накопившийся на стоянке, стал основой первых работ. Хотя самую
первую фигуру — викинга — изготовил на практике после училища в 1989 году.
Скульптура вскоре исчезла, украли, скорее всего.

Готовые произведения мастер выставляет вдоль дороги. Летом горожане
специально приезжают, чтобы сфотографироваться, потрогать руками. Прикасаться к
скульптурам не возбраняется, они, как принято говорить, антивандальные. Так,
виолончель, сваренную из автомобильных дисков и рессоры, запросто можно
установить на улице Урицкого, на месте той, которой не дают покоя хулиганы, и за
сохранность можно быть спокойным. Например, незадолго до Нового года на фигуры
рухнул бетонный столб. Под утро водитель иномарки, уснув за рулем, пересек
встречную полосу и снес бетонную опору. Вместе с легковушкой, на которую упала
опора, пострадал одноногий пират, лишившись головы.

— Скажите, пожалуйста, а вы первоначально делаете какие-нибудь наброски, или
образ рождается уже в процессе работы?

— Предварительно ничего не зарисовываю, в голове и так миллион картинок
прокручивается. Просто беру деталь и сразу нахожу ей место в общей конструкции.
Вот, к примеру, начал работу над пиратом по мотивам фильма «Пираты Карибского
моря», взял две трубы, сварил их, сделал прорези, получилась голова, болгаркой
проточил зубы. Основная проблема — не в фантазии, а в том, что все делается на
коленях. Нет помещения, нет инструмента.

— Не задумывались над тем, чтобы открыть свою мастерскую?

— Нужен начальный капитал, тысяч 200—300 рублей, где взять? Первым делом
купил станок для холодной ковки металла, сварку, ну и материал подходящий
необходим. Не будешь ведь все делать из лома. Меня нередко спрашивают про
изготовление кованых ворот. Что сказать? Желание есть, но нет возможности.
Доходит до смешного — кузнецы просят оформить мангал ковкой. Перекупщики
приезжают, но такие смешные цены называют, что вся охота работать пропадает,
пусть лучше здесь фигуры стоят.

— В Иркутске неоднократно проходили фестивали кузнечного искусства, бывали на
них?

— Да, ходил. На последнем понравился кованый паровоз, привезенный из Братска.
Из того, что видел на других выставках, запали в душу работы Даши Намдакова, это
действительно мастер. Хочу работать так же, выработав свой неповторимый
почерк.

Загрузка...