Два века и один год

В Иркутске показали большую историю Кубанского казачьего хора

Собрать полный зал Дворца спорта «Труд» удается далеко не каждому исполнителю, тем более коллективу. Однако в прошлую пятницу чаща оказалась заполненной до краев: в Иркутске выступал Кубанский казачий хор. В 2011 году легендарному коллективу исполнилось 200 лет, и в данном случае слово «легендарный» уместно как никогда. По популярности с казаками может соперничать хор имени Пятницкого, появившийся на сцене через сто лет после кубанцев. Специально для юбилейных гастролей художественный руководитель хора Виктор Захарченко составил новую программу «Большая казачья история». С ней коллектив гастролировал во многих городах и вот приехал в Иркутск. Перед концертом корреспонденту «Копейки» удалось пообщаться с солистами хора — заслуженным артистом Чеченской республики Алексеем Красноперовым, заслуженной артисткой Карачаево-Черкесской республики Евгенией Джевагой и заслуженным артистом России Владимиром Заниздрой.

 На данный момент Кубанский казачий хор — не только самый почтенный, но
еще и самый большой коллектив. В ансамбле поют, танцуют и играют на различных
музыкальных инструментах 175 человек. На гастроли выезжают не все артисты сразу,
но тоже внушительным составом. В Иркутске, например, побывали 65 казаков и
казачек. Как рассказывают гости, для передвижения им нередко приходится
бронировать самолет, однако по России они передвигаются большей частью на
автобусах.

— Мы побывали уже на всех континентах, — говорит Владимир Заниздра, — поэтому
легче сказать, где еще не были. Особых различий в зрителях нет, разве что
реагируют по-разному. В Китае, к примеру, в знак одобрения не хлопают в ладоши,
а топают ногами. Японцы — люди сдержанные и аплодируют не так активно. В Италии,
наоборот, — восторженно свистят. Русские люди реагируют на то, как мы работаем.
Если мы выступаем с отдачей, то и в ответ получаем волну эмоций.

— Как считаете, в чем секрет вашего успеха?

— Здесь чистое пение — не главное. Чисто поющих коллективов, кто выстаивает
аккорды часами, добиваясь благозвучия, в наше время много. В этом смысле мы,
наверное, кому-то даже уступаем. Но что касается донесения текстов до зрителя,
то тут мы можем вызвать на состязание любой ансамбль. Перед нашим хором ставится
задача — не просто спеть красивую мелодию, а затронуть самое сердце слушателей.
Наши песни заставляют всплакнуть, посмеяться, задуматься о том, зачем мы пришли
в этот мир. О том, как нам надо воспитывать детей, о любви к своей Родине. А
музыка лишь оформляет идею.

— Репертуар нашего хора складывался на духовных песнопениях, классических
произведениях современных авторов, — добавляет Евгения Джевага. — Сегодня в
репертуаре остались только «бриллианты» — песни, которые прошли проверку
временем. И пусть им по 200, а порой и по 300 лет, но они перекликаются с нашим
современным бытом и этим привлекают зрителя.

— Хочу заметить, — продолжает Владимир, — что Жене — всего 25 лет. Но
благодаря тому что она поет в Кубанском казачьем хоре, сильно отличается от
сверстниц своим мировоззрением.

— Наш художественный руководитель Виктор Гаврилович Захарченко постоянно
проводит с нами беседы, — подтверждает Евгения. — Мы на работу приходим почти
как в институт, всегда учимся чему-то новому. Захарченко передает нам свой опыт,
советует, какие фильмы посмотреть, какую музыку послушать. Для того чтобы члены
коллектива были связаны одной идеей, одинаково понимали то, о чем мы поем. Можно
сказать так: Захарченко заряжает нас, а мы — зрителя.

— Но у вас такой большой коллектив, не трудно уживаться вместе?

— Всяко бывает, мы же нормальные люди, — смеются казаки, — бывает, и
ссоримся. Тем более что артисты — народ эмоциональный. Но мы никогда не выносим
ссоры на сцену. Скажем больше: во время выступления, когда приходится, например,
чувство влюбленности изображать, мы миримся.

— Правда, подкашивает нас один «вирус», — смеется Евгения, — это декреты. У
нас в последнее время много молоденьких девушек приходило, а потом уходили. И
хотя это создает определенные сложности, в нашем православном коллективе это
даже приветствуется. Мы много разговариваем о необходимости создания семьи, в
итоге каждой хочется скорее выйти замуж, родить детей.

— Костюмам, в которых выступаете, тоже по 200 лет?

— Можно и так сказать. У нас есть специальный художник, который занимается
историей костюма. В наших нарядах нет ни одной «простой» каемочки. Все создано
по старинным эскизам, вплоть до состава ткани. Они и через сто лет такие же
будут. Между прочим, у нас и шашки, которые мы используем в танце «Ковал кузнец
казачью шашку», — самые настоящие. Это оружие, пусть и не такое заточенное, но
все же опасное. У меня муж танцует этот танец, так у него пальцы постоянно
порубаны.

— Владеть шашкой непросто, — вставляет Алексей Красноперов. — А еще и артисты
меняются, поэтому приходится постоянно практиковаться.

— А ваш образ — усы, бороды и длинные косы — это все настоящее?

— Это все обязательно. Мы принимаем наш сценический образ в свою жизнь, когда
приходим в коллектив. Еще Антон Чехов сказал: «Мужчина без усов, что женщина с
усами». Хотя казак — это не только борода и усы, это состояние души. У нас был
случай. Как-то после концерта в казачьей станице к Виктору Гавриловичу
(Захарченко — Авт.) подошла бабушка и говорит: «Ай, гарно спевает хлопец! Вот
только погляд (взгляд — Авт.) не тот»... Так что можно приклеить усы по два
метра, но если «погляд» не тот, зрителя не обманешь.

Большая история

Легендарный коллектив основан 14 октября 1811 года, то есть до
наполеоновского нашествия, при Александре I. Первоначальное название —
Черноморский Войсковой певческий хор. У его истоков стояли духовный просветитель
Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский. В 1861 г. хор
переименовывается из Черноморского в Кубанский Войсковой певческий хор и с этого
времени, кроме участия в церковных богослужениях, дает светские концерты по
области, исполняя наряду с духовными классические произведения и народные песни.

Кубанский хор пережил пятерых российских царей, всех советских генсеков и
одного российского президента. Попутно казаки участвовали во всех российских
войнах и революциях — и всякий раз яростно, с присущей им страстностью. За
строптивость хор дважды распускали: в 1921-м — советское правительство, в 1961-м
— Хрущев. Ничего не вышло: коллектив продолжал существовать, а с октября 1996
года Государственный академический Кубанский казачий хор официально признан
историческим преемником Войскового певческого хора Кубанского казачьего войска
(1811 года).

Загрузка...