Реформа больничных листов: полтора года спустя

Почти полтора года прошло с момента введения приказом Минздравсоцразвития РФ новой формы листа нетрудоспособности. Привычный больничный зеленого цвета ушел в прошлое. Ему на смену были изготовлены двухцветные голубые листы с желтыми краями, имеющие несколько степеней защиты: водяной знак с логотипом фонда, защитные волокна, фоновую сетку, выполненную люминесцирующими в ультрафиолетовом излучении красками, и т. д. Разумеется, большинство уже знакомы с бланком листка нетрудоспособности нового образца, однако немногие знают, что обновленная форма — это только начало глобального процесса модернизации всей системы социального страхования. О том, как иркутяне привыкали к новым больничным листам, когда ожидать дальнейших реформ и какие вопросы, связанные с выплатой пособий, все еще остаются проблемными, рассказывает управляющий Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Александр Васильевич Мунгалов.

— Александр Васильевич, для начала расскажите о процессе модернизации системы
социального страхования. Какие изменения, помимо нового больничного, нас
ожидают?

— Основная идея реформы — оптимизация процесса выплаты пособий по
обязательному социальному страхованию, в том числе пособий по временной
нетрудоспособности. Планируется, что к 2014 году социальные выплаты будут
осуществляться исключительно через органы Фонда социального страхования, а
зачетный принцип выплаты пособий будет постепенно упразднен. Первым этапом
модернизации, как известно, стала замена бланка листка нетрудоспособности,
действовавшего практически без изменений с 1937 года. Причин для замены
предостаточно. Первая — техническое несоответствие ранее действовавшего
документа современным требованиям, поскольку его заполнение и обработка были
возможны только вручную. Еще один существенный недостаток старого больничного
заключался в том, что при его небольшом размере в него вносился значительный
объем информации, причем с двух сторон. Также в связи с участившимися случаями
фальсификации и продажи поддельных листков нетрудоспособности возникла
необходимость введения дополнительных защитных элементов.

Возвращаясь к основной идее модернизации, отмечу, что в рамках реформирования
системы социального страхования будут запущены новые выплатные механизмы,
включающие в себя полностью автоматизированную систему обработки данных.
Выражаясь простым языком, суть реформы такова: в недалеком будущем врачу
достаточно будет лишь ввести необходимые данные на своем компьютере и отправить
их в региональное отделение Фонда социального страхования без использования
бумажных бланков. Поскольку мы живем в мире высоких технологий, надо всецело
использовать те технические возможности, которыми обладает человечество. Мы же
со своей стороны всегда готовы ответить на любые вопросы.

— Теперь что касается первого этапа модернизации... После введения нового
бланка листа нетрудоспособности в медицинских учреждениях Иркутска были
некоторые трудности. Насколько ситуация изменилась сейчас?

— Да, действительно, в первое время в больницах и поликлиниках, а также среди
работодателей возникали сложности. И это неудивительно — любая реформа, какую бы
сферу жизни она ни затрагивала, на первых порах всегда переживается тяжело. И
привыкаешь к ней, разумеется, не сразу. Однако в настоящее время мы с
уверенностью можем сказать, что самое трудное уже позади, кризис преодолен. Эти
результаты достигнуты в том числе и благодаря работе специалистов Иркутского
регионального отделения. С момента вступления в силу приказа Минздравсоцразвития
наши сотрудники работали в очень напряженном режиме: проводили семинары и
совещания в лечебных учреждениях, отвечали на многочисленные обращения,
поступающие со всех возможных сторон, и при этом с участием подходили к каждому
конкретному случаю. Конечно, консультационная деятельность продолжается до сих
пор.

Только за 9 месяцев текущего года специалистами Иркутского регионального
отделения Фонда социального страхования проведено 150 совещаний по правильности
оформления больничных листов. В прошлом году таких встреч было организовано 198.
Семинары всегда сопровождаются наглядной демонстрацией правильно заполненного
больничного листа. Кроме того, отделением организована работа горячей линии по
вопросам разъяснения порядка выдачи новой формы бланка листка нетрудоспособности
(тел. 29-07-84). Также для упрощения процесса заполнения листков
нетрудоспособности Фондом социального страхования РФ разработано программное
обеспечение для медицинских учреждений, позволяющее посредством применения
печатающих устройств вносить необходимые данные в листок нетрудоспособности. В
настоящее время программа установлена в 102 медицинских учреждениях Приангарья,
при этом она распространяется бесплатно и доступна на сайте фонда — href="http://www.fss.ru/ru/news/50566.shtml" target=_blank
target=_blank>http://www.fss.ru/ru/news/50566.shtml. На сайте также размещен
обучающий фильм, как правильно заполнять листок нетрудоспособности.

— И тем не менее проблемные вопросы все же имеют место быть?

— Как я уже говорил, любая реформа требует времени. В настоящее время к
вопросам, требующим особого внимания, можно отнести проблему порчи бланков
нетрудоспособности. Не за горами повсеместная автоматизация процессов обработки
данных, но пока значительное количество листов нетрудоспособности в медицинских
учреждениях заполняется вручную, без применения печатающих устройств, что само
по себе предопределяет большое число испорченных бланков.

Есть и другая ситуация. Достаточно высокий процент забракованных листков
связан с действиями страхователей: отбраковка происходит на стадии их приема в
бухгалтерию, причем в большинстве случаев это явное проявление перестраховки —
зачастую работодатель на свое усмотрение определяет правильность заполнения
листка нетрудоспособности, причем не только в своей части, но и в разделе,
который заполняется медицинской организацией. Вот и получается, что работник
вынужден повторно обращаться в медучреждение за новым бланком.

Как это ни удивительно, но одна из частых причин порчи листков
нетрудоспособности в медицинских учреждениях связана с тем, что работник
неправильно указывает место своей работы. На начисление пособия данная
информация не влияет, но страхователю и медицинской организации создает немало
неприятных моментов. Поэтому работодатели должны проинформировать своих
работников о принятом сокращенном названии организации для предотвращения ошибок
при заполнении бланка в лечебных учреждениях.

— В завершение диалога скажите, какие рекомендации вы дали бы потенциальным
получателям страховых пособий.

— Для начала разберемся, кто является потенциальным получателем пособий. Так,
в список лиц, которые могут получать пособие, входят граждане, временно
утратившие трудоспособность в связи с болезнью. Сама процедура получения
больничного листа для всех категорий получателей в настоящее время остается без
изменений: пациенту необходимо взять лист нетрудоспособности у врача, а затем
предъявить его по месту работы. Также надо помнить, что вне зависимости от
периода нетрудоспособности работодатель обязан выплатить работнику компенсацию
утраченной заработной платы в соответствии с действующим законодательством. Это
то, что каждый работник должен знать точно. Что касается других интересующих
вопросов, то напоминаю, что сотрудниками Иркутского регионального отделения
Фонда социального страхования РФ ежедневно ведется прием граждан по любым
возникшим вопросам, разъяснения также можно получить по указанному выше телефону
горячей линии. Граждане могут более подробно узнать о целях и задачах
реформирования системы социального страхования, а также о том, с какой целью
введен новый бланк больничного листа и каков порядок его
заполнения.

Метки:
baikalpress_id:  17 382