Кому выгодна «неэффективность» вузов?

«Копейка» представляет точку зрения коллектива Восточно-Сибирской государственной академии образования (ВСГАО), одного из старейших вузов Приангарья

Наше правительство «рейтингом вузов» косвенно признало неэффективность своей работы в области образования. Посмотрите, какие вузы, согласно приведенному рейтингу, оказались «неэффективными» в Иркутске: два педагогических, медицинский и сельскохозяйственный. Здесь, правда, надо оговориться: а чего хочет правительство? Мы наивно полагаем, что его задача — способствовать развитию экономики и социальной сферы. Но, может быть, президент поставил перед ним другую задачу — уменьшить государственные расходы на образование, культуру и здравоохранение? Вся деятельность нынешнего и предыдущих кабинетов свидетельствует в пользу последнего предположения. Тогда надо признать, что в этом направлении работа идет если не успешно, то настойчиво. Видимо, перспективы экономики нашей страны нерадужны и у руководства нет надежды на то, что к следующим президентским выборам хватит средств от нефти и газа на создание у избирателей иллюзии относительного благополучия в стране.

Насколько объективны выводы об эффективности вузов? Допустим, что
выработанные Министерством образования РФ критерии эффективности получены в
результате гигантской работы крупнейших экспертов-экономистов, которые
просчитали связь между баллом ЕГЭ, учебными площадями, финансовой отдачей
научной работы, количеством иностранцев в вузе с результатами производственной
деятельности выпускников. Предположим, что критерии объективны. Тогда как
«неэффективному» вузу можно исправить сложившуюся ситуацию и стать «эффективным»
— например, педагогическому вузу?

Ключевыми показателями деятельности вузов выбраны пять параметров:

1) средний балл ЕГЭ принятых студентов (60 баллов);

2) объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на
одного научно-педагогического работника (50 000 руб.);

3) удельный вес иностранных студентов в общем выпуске студентов (0,7%);

4) доходы вуза из всех источников на одного НПР (1100 тыс. руб.);

5) общая площадь учебных помещений на одного студента (11 кв. м). Всем
известно, что зарплаты в образовании низкие. Низок и престиж профессии учителя.
Увеличьте учителям зарплату — и средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих в
педвуз, вырастет. Вырастет и количество выпускников, идущих работать по
специальности. Но величину зарплаты учителей определяет не педвуз, и не в его
силах сделать работу учителя престижной. В обществе еще идут споры об
объективности и достоверности результатов ЕГЭ, а Министерство образования
сделало его критерием оценки деятельности вузов! А каков средний балл ЕГЭ в
частных вузах? Почему бы вначале не запретить работать частным вузам, не
выполняющим этот критерий, если уж министерство так озабочено качеством знаний
абитуриентов?

В советское время в педвузах основным направлением научной работы была
педагогика, психология и методика преподавания школьных дисциплин. Эта научная
деятельность практически не финансировалась государством, а осуществлялась как
дополнительная к учебной деятельности преподавателей и планировалась из расчета
36-часовой рабочей недели. В педвузах, как правило, не было материальной базы
для проведения исследований в естественно-научной сфере, поэтому педвузы никогда
и не сравнивали с университетами по научной деятельности. Миссии у них разные.
Теперь же вдруг стали сравнивать.

Видимо, научный уровень классических университетов приблизился к уровню
педагогических или уровень педагогических поднялся до классических. В любом
случае динамика процесса лучше в педвузах. За это их поощрять надо.

Интересна сама цифра «эффективности» научной работы — ровно 50 000 руб.
привлеченных средств на каждого сотрудника вуза. Не больше и не меньше. Получена
она из расчетов, не учитывающих множество факторов. Просто прикинули, сколько
нужно, чтобы отсеять необходимое количество вузов. Оказалось, 50 тыс.
достаточно. Слегка перефразировав Козьму Пруткова, можно сказать: вот оно,
начало того конца, которым оканчивается начало.

Применять критерий, связанный с количеством иностранных студентов, ко всем
без разбору вузам неправомерно. Тот же педагогический готовит учителей для
своего региона, причем в меньшем количестве, чем это требуется Иркутской
области. А своим «рейтингом» правительство требует выделить часть ресурсов вуза
(учебные площади) для иностранных студентов, которые вряд ли будут работать в
иркутских школах. Да и нужны ли они там?

Что касается учебных площадей на одного студента, то здесь понятие
«эффективность», с точки зрения экономики, противоположно правительственному
пониманию, ибо чем меньше площадей приходится на одного студента — тем менее
затратен процесс обучения. Другое дело, что создание комфортных условий для
обучения способствует лучшему усвоению знаний. В этом отношении, например, во
ВСГАО условия для обучения одни из лучших в городе. Теперь выясним: а нужны ли
названные «неэффективные» вузы нашему городу и области? Может быть,
сэкономленные на них средства улучшат жизнь иркутян? Возьмем ВСГАО. Академия
получает из государственного бюджета (из Москвы) примерно полмиллиарда рублей в
год.

 Эти деньги в основном остаются в Иркутске — в виде растраченных в
магазинах города зарплат работников вуза (около 1000 сотрудников), стипендий
студентов (примерно 3000 человек), оплаты коммунальных услуг городским
предприятиям, строительным и ремонтным организациям и др. То есть ВСГАО уже
самим своим существованием обеспечивает устойчивый и немалый финансовый поток
бюджетных средств в Иркутскую область. То же делают и другие государственные
вузы, обучающие студентов на бюджетной основе. Не это ли является главной
причиной желания правительства прикрыть такие учебные заведения в регионах? Ведь
Министерство образования нисколько не волнует, что в нашем государстве полно
неэффективных частных вузов.

Допустим, Министерству образования РФ удастся закрыть «неэффективные» вузы.
Тогда только на примере ВСГАО иркутским властям (не говоря уже о необходимости
трудоустроить сотрудников вуза) придется заманивать учителей в наши школы из
других областей (оттуда, где останутся педагогические вузы) и ежегодно чем-то
занимать более тысячи выпускников школ, которые каждый год поступают во ВСГАО.
Возможно, они станут учиться в Иркутске на коммерческой основе. Но в Иркутской
области от этого количество денег не увеличится, так как за обучение будут
платить родители студентов, которые работают в нашем же регионе. Хорошо, если их
дети останутся учиться в Приангарье. А если уедут? Тогда уже мы будем пополнять
бюджеты других регионов (плата за обучение и деньги на проживание).

Допустим, родители будут посылать 5000 руб. в месяц на одного студента. Тогда
на 3000 студентов в год из Иркутской области утечет 180 млн руб. К этому следует
добавить плату за обучение тех, кто не сможет поступить на бюджетные места. И мы
получим вместо плюс 500 млн, которые сейчас привлекает ВСГАО внешних для области
инвестиций, минус 500 млн «утечки» финансовых средств. Итого 1 млрд руб. потерь.
А если к этому добавить ИГЛУ, то столь негативный результат станет еще более
ощутимым.

Что вместо учебы предпочтет молодежь? Бисмарк говорил: общество, которое
экономит на школах, будет строить тюрьмы. (Расходы на содержание в 2010 году за
решеткой 819,2 тыс. человек силами 346,3 тыс. сотрудников ФСИН составили 162,8
млрд руб. — журнал «Деньги», № 9; это около 200 тыс. руб. на заключенного).
Обучение одного студента обходится государству менее чем в 100 тыс. руб. в год.
Значит, заключенный в два раза выгоднее студента. Может, нам сразу пересажать
безработную и учащуюся молодежь?

Обозначенные министерством вузы с признаком «неэффективности», кроме ИрГСХА,
расположены в центре города, где удобно разместить обслуживающие туристов
заведения. На месте учебных зданий можно открыть гостиницы, рестораны,
развлекательные центры. Но разве нас в скором будущем ожидает туристический бум?
Тогда надо подсчитать, сколько мы приобретем и сколько потеряем,
перепрофилировав учебные заведения в развлекательные. Но можно сделать и
по-другому. Например в г. Шэньян в Китае педагогический вуз находился в центре
города. Для него построили на окраине Шэньяна прекрасный студенческий городок с
современными учебными корпусами и общежитиями, а участки земли со зданиями
продали коммерческим структурам (точнее, коммерческие структуры построили
студенческий городок, а весь персонал вуза и студенты с энтузиазмом переехали в
новые корпуса). Но у нас, смею предположить, хотят вначале обанкротить (или
назвать неэффективным), а потом за бесценок скупить.

Все стенания работников «неэффективных» вузов о том, что они «хорошие» — это
стенания козленка из басни Крылова. Волку хочется кушать. Правительству
необходимо сократить государственные расходы. Другого пути оно не видит, а
скорее не хочет. Обогащение части бывшего советского общества происходит не за
счет создания этой частью нового производства, новых знаний или услуг, а за счет
перемещения государственной собственности в частную. А для этого надо найти (а
лучше создать) причину. И государство само инициирует ситуацию, при которой
часть организаций не может отвечать устанавливаемым тем же государством
требованиям. Такое уже было в 90-х годах, когда за бесценок приватизировались
промышленные предприятия с целью повышения их рентабельности. Результат
известен. Сейчас разбираются с Министерством обороны, в котором много было и еще
есть государственной собственности. Очередь дошла до образования. Следующий шаг
— за здравоохранением. В Министерстве обороны за госпитали уже взялись.

Безусловно, реформы в образовании необходимы. В обществе происходят
революционные изменения в способах хранения и получения информации.
Преобразований объективно требует и настоятельная необходимость в новых
средствах обучения. Меняются цели обучения — нужнее становятся не столько знания
в себе, сколько умения находить нужные знания в гигантском всемирном
информационном поле и применять их на практике. Но «рейтинг эффективности»
Министерства образования РФ ничего общего с такими реформами не имеет.

Борис Гаврилюк, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий
кафедрой технологии и предпринимательства ВСГАО

Метки:
baikalpress_id:  36 456