Китай в сердце, Россия в душе

О талантах в сфере искусства, как правило, вспоминают чаще всего по особым случаям — творческим и жизненным. Но разве нужен повод, чтобы рассказать вам об интересном человеке? Тем более в год 80-летия Иркутского отделения Союза художников России. Именно такой яркой личностью является иркутский живописец, член творческих союзов художников и дизайнеров Евгений Орестович Турунов.

 Как шутит сам Евгений, он, конечно же, коренной иркутянин, но «случайно
родился в Москве». В столице Восточной Сибири жило не одно поколение его
предков, и их судьбы часто трагически переплетались с историей России, особенно
в советское время. Тяжелое ощущение прошлых потерь не покидало художника в
первое двадцатилетие его творческой жизни. В родном городе он видел тогда, как
сам признается, большей частью темные стороны: унылую серость пейзажей, старые,
покосившиеся дома, суровые зимы и не менее суровых сибиряков. Поэтому художник
писал чаще всего старый Иркутск, мрачный и безысходно тоскливый. Многие
разделяли тогда его взгляды, и поэтому трагично-романтичные виды сибирской
столицы имели успех как у искусствоведов, так и у поклонников его живописи. Но
жизнь не стоит на месте: меняется и хорошеет с каждым годом родной город,
меняется мировоззрение.

 — Иркутск все-таки восточный город, хоть и русский. Ведь он так близок
к Китаю, — объясняет живописец. — И не удивительно, что и в старые времена купцы
наши и многие состоятельные люди в Сибири очень ценили и покупали китайский
фарфор, шелка и, конечно же, знаменитые чаи. Так и я начал испытывать
непреодолимый интерес к этой загадочной для меня стране — к ее истории,
искусству, живописи, поэзии и философии. Для меня сегодня Восток — это радость и
позитив, которые так хочется передать через каждую свою картину. И найти для
этого золотую середину, связав русские и китайские традиции в живописи воедино.

Путь на Восток

В 2009 году Китайская Народная Республика отметила свое 60-летие. Этому
событию Турунов посвятил проект «Китай в моем сердце, Россия в моей душе» и свою
первую выставку — совместную с китайской художницей Ван Сюлин. И был поражен ее
неожиданным успехом. Пресса дружно назвала это событие выдающимся, а Союз
художников России наградил мастеров медалями.

 В рамках проекта прошли выставки и мастер-классы в Тяньцзине,
Маньчжурии, Харбине, Синьхуа, Пекине, Сиане. Путешествуя по Китаю, художник не
только изучает его культуру, но и пропагандирует сибирское искусство, творчество
наших мастеров. Так, будучи в древнем Сиане, Евгений вел переговоры с
руководством Союза художников провинции Шанси о проведении в 2013 году выставки
иркутских художников в самой знаменитой галерее этого города, похожей по дизайну
на императорский дворец. А еще за эти несколько лет ему посчастливилось
познакомиться в Китае с необыкновенными, талантливыми людьми: это директор
Российского культурного центра в Пекине Юрий Метелев, председатель Русского
клуба в Шанхае Михаил Дроздов, генеральный консул российского посольства в
Шэньяне Сергей Подберезко, китаист и русский переводчик в Тяньцзине Владимир
Ульянов, русский священник и протоиерей из Гонконга отец Дионисий. И конечно же,
это такие знаменитые китайские друзья, как профессор живописи из Пекина Хэ
Цзяин, автор и создатель знаменитых харбинских проектов «Русская улица Василия»
и «Солнечный остров» Чжао Ичунь, председатель Сианьского союза художников Ван
Седин и другие.

Китай как источник бесконечного вдохновения

— Странно, но многие наши китайские друзья не знали такого удивительно
интересного человека, как Чжан Ляньчжи из 14-миллионного города Тяньцзинь, —
рассказал Евгений. — Я назвал его китайским Гауди. Только, в отличие от
испанского мастера, он построил целый фарфоровый музей в своем родном городе.
Его внутренние и наружные стены, потолки, колонны и даже перила как мозаикой
украшены фарфором. В дело пошло все, что удалось собрать Чжану: и цельные
произведения китайского искусства, и древние бесценные фрагменты, осколки
разбитых ваз. Не удивительно, что этот дом, наполненный истинными раритетами
китайской старины, и его создатель вошли в Книгу рекордов Гиннесса.

— Но самое поразительное, — продолжает рассказывать Турунов, — что этому
коллекционеру очень понравились мои живописные работы, и он даже попробовал
написать одну из них вместе со мной. Признаться, в какой-то момент я
засомневался, что это хорошая идея. Думал, что он может испортить картину. Но
случилось неожиданное: из хаоса масляных красок он вдруг рисует мастихином
фантастически красивый бутон цветка, в сердцевину которого вставляет...
фарфоровый черепок, осколок какой-то старинной вазы эпохи Тан или Минь. И это
было так неожиданно и органично!

Культурный обмен с восточными коллегами у живописца происходит постоянно. При
этом мастер не пытается перенять манеру восточного изобразительного искусства, а
создает свой Китай, в котором много золота, садов, птиц и поэзии.

Не случайно китайские сюжеты Турунова так естественно и органично перерастают
в сибирские мотивы его творчества: в одной из композиций, состоящей из четырех
двухметровых пейзажей, в осеннем золоте легко угадать остров «Юность».

А в январе этого года Евгений Турунов стал соавтором и ведущим проекта о
художниках «Эскиз к портрету». Вместе с телеоператором ГТРК «Иркутск» Романом
Рютиным в восьми фильмах он рассказывает о знаменитых иркутских художниках,
коллекционерах и меценатах. Судьба каждого из героев тесно связана с нашим
городом, и поэтому проект можно смело назвать «Хроника иркутской культуры». И
сегодня многие с нетерпением ожидают новых премьер цикла, ставшего таким
популярным в год 80-летия Иркутского отделения Союза
художников.

Метки:
baikalpress_id:  17 328
Загрузка...