Сибирский «Титаник»

Капитан парохода «Революционный» Василий Таленков во время шторма эвакуировал команду и пассажиров, а сам отказался покинуть судно, погибнув на глазах у жены

Окончание. Начало в № 42

Эвакуация: детей перекидывали в чемоданах

 Капитан Таленков с командой делал все возможное для спасения судна, но
все тщетно. Нужно было срочно спасать пассажиров. В первую очередь — детей.
Из-за большой волны спасательное судно к борту подойти не могло. Детей
укладывали в чемоданы и для контроля обвязывали веревкой и перекидывали их с
борта на борт. С помощью веревок перетаскивали и взрослых. Тем временем трюмы
парохода «Революционный» наполнялись водой. Капитан обвязал свою Сашеньку
веревкой и бросил свободный конец на спасатель. Ее тут же перетащили. Наконец-то
она была в безопасности. Но Александра Павловна видела, что ее Василий не
принимает мер для своего спасения. Она кричала: «Вася, Вася, родной мой,
спасайся!..» Капитан на прощание помахал ей рукой и скрылся в надстройке
парохода. Саша с ужасом смотрела, как пароход быстро уходит под воду. Она
истерично кричала, рвала на себе волосы. Но безжалостное холодное море поглотило
пароход и вместе с ним самого дорогого, любимого человека. Мир перестал для нее
существовать, и она потеряла сознание.

Так 20 августа 1933 года трагически оборвалась жизнь капитана парохода
«Революционный» Василия Терентьевича Таленкова. Ему было всего 28 лет. Он не
покинул борт своего парохода и мужественно выполнил свой последний долг. Так
поступают только настоящие капитаны.

До конца жизни вспоминала Василия

Александра Павловна Таленкова после перенесенных потрясений тяжело заболела и
потеряла своего ребенка. Два месяца она пролежала в Тиксинской больнице в
тифозном бреду. А когда оклемалась, оказалась без одежды и денег. Вот так
жестоко с ней обошлась судьба-злодейка. Но мир не без добрых людей. В Тикси
Александра Павловна познакомилась с женщиной, которая помогла ей добраться до
Якутска. Александра Павловна с детства была рукодельницей, поэтому легко
устроилась швеей в Якутский театр. В 1936 году вышла замуж за Александра
Степановича Константинова, но до конца жизни вспоминала своего Василия и
ежегодно отмечала день его гибели. Своих детей у нее больше не было. Александр
Степанович в 1941 году ушел защищать Родину, а Александра Павловна уехала к
родителям, в село Петропавловское.

С фронта Александр Степанович прибыл еще до победы, с тяжелыми ранениями. За
проявленную в боях храбрость он был награжден орденом Славы III степени и
боевыми медалями. После войны Александра Павловна и Александр Степанович
пытались жить в Якутске, в Белой Церкви, но лучшего места, чем Петропавловское,
не нашли. Здесь они работали, здесь обрели и вечный покой.

«Партизан» и другие участники похода

Что же стало с остальными судами перегона? Все они благополучно дошли до
устья реки Колымы. Довел свой пароход «Партизан» и знаменитый ленский капитан
Кондратий Иванович Пласкеев. Его жизнь и работа очень поучительны для потомков и
ленских речников. Родился он в 1868 году в деревне Нижняя Карелина Киренского
уезда, самоучка в пределах одного класса. Детство прошло в селе Банщиково, в
семье Ивана Ивановича Инешина. С малолетства Кондратий был чернорабочим у
богатых крестьян-судовладельцев Дмитриевых, но в возрасте 18 лет уехал в Киренск
и поступил рабочим в затон пароходчика Н.Е.Глотова. Кондратий Иванович был
малограмотным, но природа подарила ему пытливый ум, смекалку, наблюдательность,
был он физически крепким и здоровым. Благодаря этим качествам он был направлен
матросом на п/х «Борец». Так началась его флотская жизнь — от матроса до
капитанского мостика. Капитан Пласкеев не только в совершенстве освоил работу
судоводителя и руководителя экипажей судов. Он прослыл непревзойденным мастером
по отстою и подъему затонувших судов, в том числе и в зимнее время, на реках
Алдан, Енисей, Лена. 1915 год. Небывалое наводнение в период весеннего ледохода
на Лене. По реке плыли дома с кукарекавшими на крышах петухами и многое другое.
Город Киренск был затоплен. На суше оставалась только высокая его часть. О
левобережной стороне и говорить нечего — кругом вода и лед.

Караванный капитан К.И.Пласкеев сумел отстоять и сохранить весь глотовский
флот. Избу Пласкеева во время наводнения унесло, но глотовские сыновья
Константин и Николай построили ему новый дом. Вот такой капитан Кондратий
Иванович Пласкеев в августе 1933 года вошел на пароходе «Партизан» в устье
северной Колымы. Ему пришлось вместо капитана Таленкова покорять просторы
своенравной реки.

Вот что писала о нем газета «Советская Колыма» 15 июля 1977 года: «История
освоения реки Колымы связана с именем одного из первых капитанов — Пласкеева
Кондратия Ивановича, настоящего патриота своего дела, любящего трудную, но
почетную профессию речника. Свой первый рейс по реке Колыме Кондратий Иванович
Пласкеев совершил в 1933 году на пароходе «Партизан» с караваном груженых барж
для приисков Оротукан и Утиного. В 1934 голу капитан Пласкеев стал начальником
случайного отстоя в Среднеканском районе на перекате Замковом, отвечая за весь
зимующий флот. В 1935 году на этом перекате он спас караван барж с ценным грузом
для золотых приисков Утиного и Орутукан, за что Колымское управление речного
пароходства присваивает К.И.Пласкееву звание капитана-стахановца в Колымском
речном пароходстве».

Бывший начальник Колымского управления Дальстроя А.Е.Лепиков вспоминает:
«Кондратий Иванович был специалистом по защите судов от весеннего ледохода.
Однажды он обеспечил его плавучесть за счет спуска в реку воды из большого
озера».

После закрытия навигации в 1935 году К.И.Пласкеев выехал в г. Киренск. За
неполных три года работы на реке Колыме он сумел достойно проявить себя и занять
почетное место в музее Колымского пароходства. Вот таким был капитан-самородок
Кондратий Иванович Пласкеев. Он ушел из жизни в декабре 1940 года. Его тело
покоится на кладбище поселка Пролетарского.

 ***

Капитан Василий Терентьевич Таленков прожил очень мало. Он мечтал покорить
реку Колыму, но этому не суждено было случиться. Зато он оставил заметный след
среди ленских речников. Друзья, последовав его примеру, пошли в речники: Иван
Ксенофонтович Лыхин из деревни Лыхинской, Дмитрий Николаевич Марков-Ушаков — из
Вишняковской, Василий Лазаревич Докучаев — из Пущинской, Николай Кириллович
Александров — из Кондрашинской. Все они через три года после гибели капитана
Таленкова поднялись на капитанский мостик пароходов Красноармейского затона,
чтобы прославить Ленский флот. Все стали впоследствии знаменитыми
капитанами.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments