Тракторы достроим сами

Уже полгода, как в Тайтурке Усольского района открылся центр, который поставляет крестьянам технику: современные комбайны, тракторы — все то, что как воздух необходимо сельскому труженику, не вспахать, не посеять, не убрать без этого. Получают с завода-изготовителя в полусобранном виде, сами комплектуют и затем продают. Так выходит дешевле — и для крупного сельхозпредприятия, и для фермера. Сервисная бригада всегда наготове: чуть поломка — сразу на пашню, устранят неисправность. Только бы работники полей покупали новые машины — хотят-то многие...

Назло разрухе

В Тайтурке этот центр мог и не появиться, уж слишком много обстоятельств
складывалось против: разруха в сельском хозяйстве не давала шансов и более
жизнеспособным. До тракторов ли и новых комбайнов, когда в поле выходить некому
и не на что... А он — нет, цех по досборке ведь открылся на месте бывшей МТС,
работает, старается встать на ноги.

Вообще-то Тайтурка в советское время держала славу крепкого рабочего поселка.
Процветал Бельсклес — «градоообразующее» лесопредприятие, был в силе совхоз
«Мальтинский». Жители, в основном мастеровитые, имели работу. Строилось
благоустроенное жилье со всеми удобствами: многоэтажки и сейчас возвышаются
посередине села. А потом пришли лихие 90-е...

— Бельсклес исчез, — рассказывает Петр Сулейманов, директор Усольской базы
МТС ЗАО «Облагроснаб». — И мы все думали, что загнемся — так же, как и совхоз
«Мальтинский», он через ограду был у нас. И поглядите — что от него осталось?

Воспетые в старом кино МТС, где с энтузиазмом ремонтировали полевую технику,
не только вокруг, в родном и соседних районах, но и по всей области
позакрывались. Поэтому Тайтурская станция сельхозтехобслуживания (а ее к тому
времени порядком полихорадило — помещения уходили в частные руки, под торговлю и
склады) должна была повторить бесславную судьбу большинства.

— Базы в области друг от друга поотделялись, каждая сама по себе, —
продолжает вспоминать Петр Джанобекович. — И если бы мы не объединились с
Иркутском, тот тут сейчас, наверное, уже ничего и не было бы.

— А что теперь?

— Вроде бы не загибаемся, — улыбается серьезный Сулейманов. Въезжаешь в
поселок по асфальтированной дороге — по левой стороне аккуратная промышленная
площадка, огороженная фирменным забором. На территории старые здания,
доставшиеся от МТС, реконструируются. Просторный цех готов принимать новую
технику, доводить ее до ума и потребителя. Получается, повезло Тайтурке —
нашлись люди и финансы наладить дело. А с инициативой выступил генеральный
директор ЗАО «Облагроснаб» Валерий Попов.

Непыльная работа

С того момента, как первый дособранный тайтурскими механиками комбайн вышел
из цеха и отправился обрабатывать сибирские поля, прошло около года. Но началось
преобразование раньше.

— Мы все делали исключительно собственными силами, хозспособом.
Административное здание запустили в прошлом году. Строили три года — не быстро,
конечно, зато сами, никаких других строителей, — продолжает Петр Джанобекович. —
Здесь деревянный склад стоял. Сейчас внутри не только офисные помещения для
начальства, бухгалтерии и диспетчерской службы. Есть бытовые комнаты с
кабинками, где переодеваются рабочие, душевые — помыться может каждый.

— Конечно, то, что было при МТС, и сегодня — небо и земля, — гордится
хозяйством Петр Сулейманов. Времена, когда работяги ходили по локоть в мазуте и
машинном масле, отошли. Комбайны и тракторы собирают в других, не то что раньше,
условиях. Да и сама техника теперь другая. Само собой, умная — с электроникой
внутри — и с комфортом: на ней можно в чистой одежде пахать и не замараться,
мечта любого механизатора наяву...

— В рубашке езди — и все, — улыбается Петр Джанобекович. — В кабине —
кондиционер, пыли нету.

— Как управлять машинами, показываем. Многие на такой технике просто никогда
не ездили, даже в глаза не видели, — делится Петр Сулейманов. — Пока по ограде
маленько прокатятся, потом выходить не хотят, уже не боятся: едут домой —
работают. Вообще, кто проехался — доволен, отзывы хорошие. Мне тут сказали, что
в ИСХИ такой техники нет, учат по старинке — на агрегатах 20-летней давности.

На переднем крае

Новейшие механизмы с завода-изготовителя попадают к тайтурским мастерам. Руки
тут, конечно, нужны золотые — иначе комбайн XXI века не скомплектовать и в поле
не выпустить. Называются эти бригады сервисной службой.

— Кадры ищем в поселке, из города пока никого не брали, — говорит тайтурский
управляющий. — Хотя только свистни — молодежь просится. Предприятие-то чуть ли
не единственное в Тайтурке, которое держится на плаву, всего 37 трудоустроенных
человек. — Сервис вроде бы хромал, но сейчас подтянули, — продолжает Петр
Джанобекович. — Наши механики по многу лет техникой занимаются: окончили ИСХИ,
работают здесь — и молодые, и совсем опытные. К примеру, Александр Юрьевич
Чирков: все умеет! Поговорить с передовиком для газеты, к сожалению, не удалось
— бригада в тот день находилась на выезде.

— Они занимаются гарантийным ремонтом в Лохово, рядом с Белореченским, —
объясняет Петр Джанобекович. — Тракторы самоходные мы поставляли туда, вышла
поломка. Пришел редуктор, вот они всей бригадой туда и поехали, чтобы поставить:
деталь тяжелая.

Бригады, говорят, колесят по всей области, где есть техника из Тайтурки. Если
страда (посевная или уборочная), такого понятия — работаем с 8 до 17 — нет;
ремонтировать будут в любое время.

Только в кредит

Обращаются в Тайтурку и сельхозпредприятия, и фермеры, и крестьяне, у которых
личные подсобные дворы.

— Мы сделали этот цех для того, чтобы удешевить технику, — уверяет Петр
Джанобекович. — Получаем с заводов-изготовителей машкомплекты и у себя
дособираем. В этом году 10 комбайнов подготовили, «Векторов» — наших,
российских. Нынче цех пустой — ждем поступления, заявок.

К сожалению, крупных хозяйств у нас осталось мало, больше всего едут фермеры
— с разных концов Приангарья. В этом году Аларский район активный был, из
Осинского, Боханского, Нукутского, Заларей, Зимы — до самого Тайшета —
приезжали. Даже в Бурятию, в Кабанский район, мы комбайны перегоняли.

У сельчан, конечно, большая потребность — хочется пересесть на новые машины,
не за тяжелые штурвалы держаться, а за джойстики. Но как финансы? Если есть
помощь областная, федеральная по возмещению и возрату денег на приобретение
техники — идут покупают... А нет?..

Пока тяжело. Но вроде оглянешься вокруг — многие опять к земле возвращаются и
фермеров число растет. Думаю, земли, которые пустуют в Иркутской области, найдут
своего хозяина — значит, и наша техника пригодится...

Метки:
baikalpress_id:  36 440