Сибирский «Титаник»

Капитан парохода «Революционный» Василий Таленков во время шторма эвакуировал команду и пассажиров, а сам отказался покинуть судно, погибнув на глазах у жены

Судьбу знаменитого британского парохода компании «Уайт стар лайн» спустя 21 год отчасти повторило судно «Революционный», отправившееся по реке Лене через море Лаптевых в арктическую экспедицию на Колыму. Проходя Восточно-Сибирское море, пароход попал в шторм, получил повреждения и начал тонуть. Капитан сумел оперативно организовать эвакуацию пассажиров, в том числе детей и женщин, среди которых была его молодая жена Александра. Сам Василий Таленков до последней минуты находился на капитанском мостике и ушел под воду вместе с кораблем.

На берегах великой Лены

В конце XVIII столетия в селе Сполошине Киренского уезда сгорела приходская
деревянная церковь Во Имя Всемилостивого Спаса. А так как она была построена в
неудобном месте, на отдалении от других деревень прихода, то было решено
перенести приходский храм с причетом в село Петропавловское.

С благословения иркутского епископа Вениамина в 1801 году в селении заложили
двухэтажный каменный храм. Закончили строительство в 1810 году и 16 августа того
же года освятили нижний храм В Честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя.
Верхний этаж был закончен, но его долго не освящали из-за появившихся трещин,
грозивших обвалом. Освятили второй престол только в 1820 году, в честь святых
апостолов Петра и Павла. Петропавловский приход стал центром для четырех сел и
семи близлежащих деревень.

Самой близкой к Петропавловской была деревня Захаровская, которая служила
своего рода форпостом. В ней в те годы насчитывалось 28 дворов, население
составляло 120 человек.

Среди прочих жителей в Захаровской проживала семья Таленковых. В 1905 году в
семье Терентия Таленкова родился сын. При крещении в Петропавловской церкви
младенца нарекли Василием. На деревенских хлебах мальчишка рос крепким и
здоровым. С ранних лет помогал родителям в нелегкой крестьянской работе, а в 9
лет был определен в Петропавловскую церковно-приходскую школу. Учеба давалась
мальчишке легко, его цепкий ум схватывал все на лету, а закалку и выносливость
ковали ежедневные переходы в любую погоду от Захаровской до Петропавловской в
период учебы в школе. В школьные годы Василий познакомился с Сашенькой
Кобелевой, у которой путь от дома до школы был еще длиннее, на два километра.

Из рода Кобелевых

В 1850-х годах Конон Кобелев из деревни Кобелевской Петропавловского прихода
построил себе дом на живописном берегу речки Захаровки. Место было действительно
во всех отношениях прекрасным, а главное — речка рядом. В те годы она была
полноводной, в ней было полным-полно хариуса, ленка, а ельца и окуня за рыбу не
считали.

Для землепашества земли было сколько хочешь, знай разрабатывай. А для
содержания любой живности самое подходящее место. Тайга — вот она, рядом, сразу
за речкой: лови зайцев, добывай лисиц, белку. Соболя в те годы не было.

Конон Кобелев был крепким, могутным мужиком. В его руках все спорилось, и
хозяйство его росло. С любимой женой нарожали они детей. Первенца назвали
Павлом, дочь — Екатериной. Следующих сыновей нарекли Дмитрием и Федором.

Шли годы. Быстро росли дети, и в отцовском доме стало тесно. Началось
строительство домов для сыновей. Первый дом поставили старшему сыну Павлу. Дочь
Екатерину Кононовну (бабушку автора этой статьи) выдали замуж в село
Вишняковское (ныне д. Вишнякова) за Гавриила Ивановича Гладких.

Были поставлены также дома сыновьям Дмитрию Кононовичу и Федору Кононовичу.
Дома большие, добротные. После вступления в колхоз и передачи в него больших
своих хозяйств Кобелевы перевезли дома в с. Петропавловское. Дом Федора
Кононовича, одного из лучших фельдшеров Петропавловской больницы, до сих пор
стоит на центральной улице села. А вот от дома-связки Павла Кононовича осталась
только половинка. Но ведь этим домам уже более 100 лет. Вот как умели строить
наши предки.

Но вернемся к Сашеньке Кобелевой. Она родилась 30 марта 1905 года в семье
Павла Кононовича и Марфы Григорьевны. С юных лет Сашенька слыла красавицей.
Стройная, с большими синими глазами она часто вспоминала свои детские школьные
годы, когда Вася Таленков пытался ухаживать за ней, провожал почти до хутора,
нес ее холщовую сумку с учебниками. После окончания школы Сашенька помогала
родителям по хозяйству: семья-то большущая, из 12 человек. Саша была большой
мастерицей и рукодельницей.

Флотская судьба Васи Таленкова

Вася Таленков выбрал другой путь. К началу XX века суда Глотова,
золотопромышленников Сибирякова, Базанова и других пароходчиков были на Лене уже
не редкостью. Вот они-то и привлекли внимание Василия. Он всегда стремглав бежал
на высокий берег Захаровской и завороженно смотрел, как буксирно-пассажирские
пароходы (они в те времена были только такими) проходили мимо него в
неизведанную даль. И Василий Таленков решил: стану капитаном и изведаю
неизвестные мне дальние края. Тем более что, по слухам, из близлежащей деревни
Кондрашинской на пароходах уже ходил Давыд Федорович Бараков (в будущем
знаменитый капитан пассажирского парохода «Ленин», кавалер ордена Ленина).

Сказано — сделано. В 17 лет Василий приезжает в Киренск и устраивается в
Красноармейском затоне на должность матроса. Так началась его флотская жизнь.
Василий Терентьевич стремился как можно быстрее познать все тонкости речной
профессии. В результате он вскоре становится штурвальным, а в 24 года —
помощником капитана «Киренска». В 1932 году, в свои 27 лет, он становится
капитаном парохода «Сынок». Кстати, сохранилась корабельная рында «Сынка», она
находится сейчас в Музее Киренской РЭБ флота. Так в жизни Васи Таленкова
началась полоса интересной, увлекательной работы, о которой он мечтал.

Красивая пара

А что же у них с Сашенькой? А с Сашенькой, Александрой Павловной, у них в
полном разгаре любовь. Василий Терентьевич стал не только капитаном парохода, но
и высоким, стройным, крепким, мужественным красавцем, с пышной русой шевелюрой и
голубыми глазами, под стать Сашеньке Кобелевой. Эта счастливая, красивая пара
смотрелась всем на зависть.

Свадьбу молодые сыграли зимой 1933 года в деревне. Родни было много, а про
угощение и говорить нечего. Так что гуляли не один день. И казалось, что жизнь
впереди будет бесконечно счастливой. Тем временем речное пароходство набирало
обороты. В 1932 году организуется Колымское речное управление Дальстроя. Нужны
были пароходы и баржи. Для этой цели на стапелях Красноармейского затона в
Киренске началось строительство трех буксирных пароходов — «Партизан», «Якут» и
«Колхозник». В их строительстве принимали участие выпускники школы ФЗУ
В.А.Лаврушин, В.И.Шелковников, П.Е.Курбатов, Г.П.Хорошев. За год пароходы были
построены, а с весны 1933 года они были направлены на перегон в Колымское
управление пароходства.

Первый и последний поход капитана

Главой парохода «Партизан» был назначен знаменитый глотовский капитан, затем
капитан Красноармейского затона Кондратий Иванович Пласкеев. Вместе с
построенными пароходами на перегон пошло и буксирно-пассажирское судно
«Революционный», бывший «Альфред», построенное в 1912 году в г. Сормово.
Возглавить экипаж доверили молодому капитану Василию Терентьевичу Таленкову.
Весь караван перегонных судов благополучно дошел до устья реки Лены, а затем
морским путем до порта Тикси.

В этот далекий заполярный край с капитаном Таленковым отправилась и его
любимая жена Сашенька. Они ждали первенца. С открытием арктической навигации
весь перегонный караван судов вышел в море Лаптевых, взяв курс на Колыму. Погода
радовала. Море Лаптевых прошли спокойно, а вот Восточно-Сибирское встретило их
неласково. Быстро портилась погода, начался шторм. Плюс к этому появился лед.
Пароход «Революционный» получил повреждения и стал заполняться водой. В эфир
полетели сигналы SOS.

Окончание следует.

Загрузка...