Не только о природе

В Иркутске должны снимать документальное кино, считает режиссер Сергей Мирошниченко

С 5-го по 8 октября в Иркутске демонстрировались лучшие документальные и научно-популярные картины со всего мира — 25 фильмов, 16 из которых вошли в конкурсную программу фестиваля «Человек и природа». Все эти ленты повествуют о глобальных катастрофах и потрясениях, о жизни обычных людей в отдаленных уголках мира. У сибиряков была возможность увидеть уникальное кино совершенно бесплатно. Известный документалист Сергей Мирошниченко, президент фестиваля и заслуженный деятель искусств России, рассказал иркутянам о том, зачем нужны подобные творческие форумы, о будущем документального кино и своих планах.

— Сергей Валентинович, какого резонанса стоит ожидать от фестиваля?

— Несмотря на то, что фестиваль проходит уже в 11-й раз, он все еще
развивается и прежде всего дает толчок тому, чтобы местные кинематографисты — а
у вас здесь есть сильные и талантливые люди — создали несколько талантливых
картин. Как только сделают одну-две ленты, я думаю, за ними последует молодежь.
Внимательное отношение региональных властей, равно как и сама природа
Прибайкалья, создает уникальные условия, чтобы организовать в Иркутске
всероссийский центр по производству таких фильмов. Совсем скоро в регионе будет
объявлен конкурс грантов на съемки документальных кинопроектов об Иркутской
области.

Кроме того, хочется, чтобы здесь была площадка для изобретений в области
экологии, способных защитить природу. Это не нужно в Москве — там уже нет
природы, с расширением города ее вообще не останется. Поэтому именно здесь
должны появиться условия для съемок такого кино. Что касается просмотров, то
сейчас политика меняется — фестиваль перестает быть изолированным. Отдельные
показы, например, уже проводят в университетах. Подрастающая молодежь должна
привыкнуть, что осенью в Иркутске всегда можно посмотреть хорошее документальное
кино.

— По каким критериям отбираются фильмы?

— В этом году было представлено 116 фильмов, а в конкурсную программу вошло
16 документальных работ режиссеров из Австрии, Германии, Израиля, Испании,
России, США, Японии. Нельзя сказать, что с каждым годом они лучше, они и в
первый год были очень хорошие. Просто увеличивается количество проблем, которые
освещаются этими фильмами. Наш фестиваль заставляет задуматься не только о
взаимоотношениях человека и природы, но и об истинном предназначении вещей. В
своем фильме «Рожденные в СССР», я, например, пытался донести мысль о том, что
новое поколение не будет таким эгоистичным, как наше. Мы слишком эгоистично и
сладко живем — за счет других людей, других поколений, своей природы. Сегодня во
всем мире царит чрезмерный эгоизм природопользования, а ответственность лежит
прежде всего на нашем поколении. И надо помочь людям от 28 лет и младше
построить общество социального баланса.

— Проблем всегда бывает много. А какие поднимаете вы?

— До конца 2014 года я планирую снять несколько картин. Так, в одной из них
будет говориться о психологии и адаптации больных людей в обществе — и о нашем
отношении к ним. Мы стали лучше относиться к людям с ограниченными
возможностями, строим пандусы, но к людям с психическими заболеваниями
по-прежнему относимся оскорбительно и жестоко. А ведь среди них есть личности,
обладающие выдающимися способностями. Также будет картина, посвященная спорту. А
еще мне хотелось бы снять несколько игровых фильмов, потому что есть вещи,
которые невозможно показать в документальном кино.

Кстати

Гран-при XI Байкальского международного фестиваля документальных и
научно-популярных фильмов «Человек и природа» получила работа российского
режиссера Алексея Вахрушева «Книга тундры. Повесть о Вуквукае — маленьком
камне». Фильм рассказывает о жизни современных чукчей-оленеводов, об их
стремлении сохранить традиционный уклад и древнюю скотоводческую
культуру.

Метки:
baikalpress_id:  17 174